- Уголовное право

Семейное образование: как организовать учебный процесс

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Семейное образование: как организовать учебный процесс». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Традиционное школьное образование требует ежедневного посещения уроков за исключением выходных, подразумевает жесткое расписание уроков, ориентирование на средний показатель в классе, неукоснительное следование календарно-тематическому плану предмета. Такая форма образования подходит не каждому ребенку.

Интернет стирает границы и территориальные различия. Теперь необязательно для участия в мероприятии приезжать туда лично. Есть большой выбор дистанционных конкурсов, где даются интересные задания, а главное, присутствует элемент соревновательности, которого не хватает при семейном образовании.

Еще более захватывающим становится участие в онлайн-конференциях и олимпиадах, когда идет живое общение и задачи решаются совместно. Такие формы занятий подстегнут любознательность ребенка, позволят обменяться опытом, особенно, когда выходят на контакт несколько человек, увлеченных одной темой.

За участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах выдаются свидетельства, где указан предмет, уровень, количество баллов. Документы пригодятся при поступлении в высшее учебное заведение, если будет выбрано очное обучение.

Как перейти на семейное обучение будущему первокласснику?

Главные опасения родителей, желающих учить детей самостоятельно, связаны с локальными органами образования и органами опеки. Как сделать все так, чтобы ни у тех, ни у других не возникло нареканий?

Есть несколько шагов, которые необходимо совершить. Этапы перевода на домашнее обучение малышей, которые только должны пойти в первый класс, и детей постарше, уже имеющих школьный «стаж», отличаются.

Чтобы будущий первоклассник начал учебу дома, его родителям или опекунам необходимо сделать следующее:

  • Поставить в известность о своем решении местный департамент образования.
  • Узнать, какие общеобразовательные учреждения поддерживают подобную форму образования, чтобы прикрепиться к одному из них для последующего прохождения аттестации. Не у любой школы такая возможность прописана Уставом. Лучше заранее обойти их и выписать те, аттестат которых хотелось бы получить. Узнать, по какой форме они проводят аттестацию экстернов.
  • Выбрать школу для оформления. Место регистрации ребенка значения не имеет. Родители могут прикрепиться к любому понравившемуся учебному заведению города и даже страны.
  • Получить в департаменте образования направление. Отказать в осуществлении намерения обучаться самостоятельно, согласно закону, вам не могут.
  • Встретиться с директором школы для подписания договора о прикреплении. К договору надо отнестись внимательно. Он должен затрагивать все вопросы, касающиеся аттестации: точный график с указанием дат, времени, список предметов, график консультаций (экстерны имеют право на получение двух часов бесплатных консультаций преподавателя, принимающего аттестацию).

«Хоумскулер растёт исключительно в доброжелательной среде. И это минус»

Надежда Самсоненко 40 лет проработала учителем начальных классов. Опытный педагог согласна с родителями, которые недовольны нынешней программой образования.

«Если семья достаточно обеспеченная, самодостаточная, родители грамотные, то домашнее образование – это хорошо. Среда и семья сильно влияют на образованность детей», – считает Надежда Васильевна.

Сказать однозначно, хорош хоумскулинг или нет, психологи не берутся. Говорят, на навыках общения, социализации ребёнка домашнее образование негативно не скажется.

«Родители хоумскулеров – это люди, которые стремятся дать детям хорошее образование. Они сами высокоинтеллектуальные, а уровень дохода средний или выше среднего. Как правило, они с головой ушли в век цифровизации и интернета. Так и детей своих воспитывают. Смысл с этим бороться? Лучше этим пользоваться», – считает магистр педагогики и психологии, психолог-консультант Владимир Пошатылюк.

Тренер международного уровня из Краснодара Марина Тольцман работает с родителями и детьми, отказавшимися от классической школы. По её словам, как в любом нововведении у хоумскулинга есть свои плюсы и минусы.

«Плюс в том, что дети находятся в более комфортных условиях при обучении. Если они чего-то не понимают, есть возможность задержаться на этой теме, нет резкого переключения с одного предмета на другой. Информация, которую предоставляли учителя 10-15 лет назад, уже не такая важная и ценная. Понятно, что некоторые ученики чувствуют скуку в школе. Они ведь могут получать информацию, не только сидя за партой», – говорит Марина Тольцман.

К минусам она относит то, что в школе ребёнок учится скорости переключения, взаимодействия с разными людьми, которые относятся к нему как доброжелательно, так и не очень. Другими словами, он видит мир со всех сторон. Школьник наблюдает за собой, за реакцией других, за взаимодействием взрослых между собой.

Хоусмкулеры же занимаются в той среде, которую подбирают индивидуально. Там все доброжелательны. Но нельзя забывать, что во взрослой жизни не всегда будут комфортные условия, к чему ребёнок может оказаться не готовым.

«Я как психотерапевт сталкивалась с тем, что в школе не учат навыкам коммуникации. На тренинге я просила старшеклассников написать свои положительные и отрицательные качества. Минусы они находили быстро, а вот плюсы долго не могли написать. Это говорит о том, что в школе формируется негативная оценка себя. За хорошее нас мало хвалят, а за плохое сильно ругают. Мы концентрируемся на плохом. Вспомните хоть красную ручку учителя, которая указывает на ошибки», – уточнила Марина Тольцман.

Эксперты считают, что к развитию хоумскулинга нельзя относиться негативно. Новое явление может дать толчок к пересмотру классической системы преподавания и к методикам, чтобы получение знаний сделать интересным и более эффективным для детей.

Как проходить аттестацию

Какую бы форму образования вы ни выбрали, государственные итоговые экзамены (ОГЭ и ЕГЭ) можно сдать только очно. Для обычной ежегодной аттестации есть варианты:

  • государственная школа
  • Вы можете обратиться в вашу районную школу и уточнить, готовы ли они принять аттестацию у ребенка на семейном обучении. Лучше это делать в начале учебного года, чтобы заранее согласовать даты аттестации, формат и вопросы для подготовки. Все это можно прописать в договоре со школой. Для вас такая аттестация будет бесплатной, так как каждый ребенок имеет право на прохождение ежегодной аттестации вне зависимости от формы обучения. Районные школы редко позволяют проходить аттестацию онлайн — обычно составляют график сдачи очных экзаменов.

  • частная школа
  • Есть частные школы, которые оказывают платную услугу сопровождения семейного образования. В зависимости от школы сопровождение включает перечень тем и список рекомендованных учебников, пробные тесты и контрольные, доступ к платформе с видеоуроками и материалами для подготовки. В таких школах можно сдать промежуточную аттестацию: очно или онлайн. С частными школами часто работают семейные классы, о которых расскажем ниже.

  • онлайн-платформы
  • За последние 5 лет появилось более десятка онлайн-платформ, которые позволяют пройти аттестацию из любой точки мира. Чаще всего такая онлайн-платформа не имеет собственной государственной аккредитации и является посредником между школой и семьей. Это удобно: можно выбрать формат сдачи аттестации от тестов до отчетов в свободной форме. При этом все бюрократические вопросы на себя берет платформа. Но есть риск: договор вы заключаете не со школой. Читайте внимательно, какие именно услуги прописаны в договоре с платформой и что именно вы оплачиваете.

Читайте также:  1C:Бухгалтерия 8: НДС при экспорте несырьевых товаров в ЕАЭС

Отличия семейного образования от школы

Семейное образование, по мнению Виктории Гласко, это прежде всего возможность давать индивидуальное образование каждому человеку. Так как у всех потребности разные, плюсы семейного образования тоже будут разными. Мы поговорили с родителями, практикующими семейное образование, и выделили следующие особенности:

  • комфортный формат обучения;
  • соответствие ценностям семьи;
  • естественный режим дня;
  • свобода выбора занятий для ребенка;
  • свобода выбора пособий для родителя или учителя;
  • отсутствие оценок;
  • адекватная образовательная нагрузка;
  • вовлеченность родителя;
  • социализация через семью;
  • могут потребоваться существенные финансовые вложения;
  • неопределенность образовательного маршрута.

Что такое семейная школа

Семейный класс, или по-другому семейная школа — это форма обучения, при которой дети из нескольких семей объединяются в мини-группу, а их родители подбирают для них образовательную программу и нанимают педагогов, которые будут их обучать. Главное отличие семейной школы от домашнего образования — обучение подростков происходит в небольшой группе, а не индивидуально. Однако такая школа не похожа и на общеобразовательную. В ней все решения относительно образования детей принимаются семьями, а не школьной администрацией. Родителям не обязательно следовать учебной программе, которую ученики до этого проходили в школе, они могут подобрать учебный план самостоятельно, однако важно понимать, что раз в год детям все равно придется сдавать экзамены в общеобразовательной школе, чтобы подтвердить успешное овладение дисциплинами.

Квест под названием «Аттестация»

Если вы выбрали СО, готовьтесь, что государство будет вставлять вам палки в колеса. Самообразование и семейное обучение — форматы «вне организации»: в этих случаях об успехах детей в управление образования отчитывается не школа, а семья. И здесь, в отличие, от заочного или индивидуального обучения, начинается квест под названием «попробуй пройти аттестацию».

Светлана Марзеева, руководитель Ассоциации семейных школ объясняет: «Правоприменительная практика в отношении СО в нашей стране расходится с законодательной. Родители имеют все права для обучения ребенка в семье и для прохождения аттестации — как итоговой, так и промежуточной — в обычных школах, но очевидно, что на местах это совершенно не приветствуется. Руководство не лояльно к «семейникам», а редкие имена тех, кто дружелюбен, передаются из уст в уста, поскольку афишировать их — значит, подвести под удар Департамента образования».

«Для госшкол родители, выбравшие семейное образование, неудобные клиенты, а потому добиться удобного графика аттестации, и вообще ее факта, крайне проблематично».

Больше семейников достается только родителям, которые пробуют перевести ребенка на очно-заочную форму обучения, поскольку этот формат непонятен школьному руководству еще больше. Как это — ребенок будет ходить только на те уроки, которые ему хочется? Как это отражать в отчетности, объяснять коллективу и другим родителям? И это при том, что такое понятие «индивидуальный учебный план» фигурирует в законе и право на него имеют даже очники.

«Вы будете удивлены, но по закону школы могут и сами устанавливать свободное посещение, однако кейсы с подобными попытками быстро показали, что родители яростно восстают против таких прогрессивных начинаний», — отмечает Марзеева.

Семейное обучение в Законе «Об образовании»

Федеральный закон «Об образовании» гарантирует возможность семейного обучения и регламентирует его основные положения. Некоторым из них Письмо Минобрнауки от 15.11.2013 № НТ-1139/08, являющееся основным нормативным документом, дает детальное описание.

  • Ч. 4 ст. 44 273-ФЗ «Об образовании», ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ. В обязанности каждых родителей входит получение их ребенком общего образования. Недопустим полный отказ от обучения. В этом случае родители получают предупреждение и штраф.
  • П. 1, 2 ч. 1 ст. 44 273-ФЗ «Об образовании». Законом закреплено право представителей ребенка выбирать ту форму образования, которую они считают нужной. То есть в любой момент можно сменить очное обучение на семейное, и наоборот. При этом директор образовательного учреждения не имеет права препятствовать решению родителей.
  • Ч. 3 ст. 17 273-ФЗ «Об образовании». Семейное обучение детей равноценно иным формам образования, таким как дистанционное или домашнее. Решение родителей о переводе на него ребенка не должно оспариваться учителями, директором или представителями отдела образования.
  • П. 20, 21, 22 ч. 1 ст. 34 273-ФЗ «Об образовании»‎. Ребенок, получающий образование дома, наряду с другими учениками имеет право проходить промежуточную и итоговую аттестацию в школе, к которой он прикреплен по месту жительства. Зачисление воспитанника в учреждение должно быть произведено вне зависимости от планируемой родителями формы его дальнейшего обучения.

Если ребенок не посещает занятия очно, но внесен в списки учащихся школы, за ним сохраняется право пользоваться библиотекой и спортивным залом, принимать участие в олимпиадах, спортивных и научных мероприятиях, выступая от лица данного образовательного учреждения.

  • Ч. 5 ст. 63 273-ФЗ «Об образовании». Родители не могут перевести на семейное обучение ребенка, просто забрав его из школы. Такое действие должно сопровождаться сообщением в городской отдел образования.
  • Ч. 3 ст. 34 273-ФЗ «Об образовании». Нарушением закона считаются действия родителей, которые не прикрепили ребенка к школе и не сообщили в соответствующие инстанции о нахождении его на семейном обучении.

При получении образования на дому учащийся имеет возможность проходить аттестацию экстерном. То есть, если он успешно освоил программу двух классов за один год, он вправе сдать экзамены и контрольные работы за оба периода и может быть переведен на класс обучения выше, чем положено по возрасту.

  • Ст. 58 273-ФЗ «Об образовании». Ученика, прикрепленного к школе, но находящего на семейном обучении, допускается оставлять на второй год при наличии двух и более академических задолженностей либо очень низкой успеваемости. Допустим, ребенок не написал необходимое количество итоговых контрольных работ, не сдал требуемые экзамены по нескольким предметам либо получил за них неудовлетворительные оценки.
Читайте также:  Повышение пенсии инвалидам 1, 2 и 3 группы и индексация ЕДВ в 2023 году

Как перейти на семейное обучение

Чтобы ребенок получил качественное образование и при этом не был нарушен закон, родители должны следовать определенным правилам.

Немного об организации учебы

Хоумскулинг — это всегда индивидуальный путь. Здесь нет готовых решений, программ, ответов. И это всегда путь проб и ошибок. Это касается и организации учебного процесса: здесь нет учителя, который распланирует программу на год вперед и на которого в случае чего можно списать все неудачи.

Как только мы ушли из школы, я пыталась придерживаться учебного плана и условно заниматься с ребенком «как в школе». Но спустя пару недель поняла, что нет смысла в тех же пяти уроках ежедневно, даже если они проходят дома. Поэтому постепенно мы перешли на другой график. Каждый день мы изучаем один предмет. Например, по понедельникам мы занимаемся математикой, по вторникам — информатикой и т.д. Занятия эти занимают не более сорока минут. И этого вполне достаточно, чтобы не только не отставать, но и перегонять школьную программу. К началу апреля мы освоили всю программу второго класса и теперь только ждем майской аттестации.

У нас нет репетиторов. Часть предметов мы разбираем вместе, часть Лев делает самостоятельно (это тоже очень важно, поскольку ребенок сам учится искать информацию из разных источников). Еще он учит два языка — французский (школа, к которой мы прикреплены, с углубленным изучением французского языка) и английский. Французским с Лёвой занимается бабушка, школьный педагог иностранных языков с огромным стажем и опытом, английский разбираем вместе со мной и разными приложениями на компьютере.

Шаг 4. Обучаем ребенка

Вопросы обучения «семейники» решают по-разному, сколько семей — столько и вариантов. Все зависит от ваших целей и возможностей.

Что вы хотите получить на выходе? Считаете ли вы достаточными знания, которые ребенок получит, готовясь к школьным аттестациям? Или, возможно, они не имеют ничего общего с образованием, которое вы хотели бы для своего ребенка?

Важны ли для вас «пятерки»? Или же СО для вас — это максимум свободного развития ребенка и вынужденное соответствие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) (а значит, и «троек» достаточно)?

Предпочитаете вы структуру и систематические занятия или вам близок подход, при котором важно создавать образовательную среду, а ребенок сам возьмет все, что сможет унести? Это крайние варианты, а ведь есть много промежуточных!

Определитесь со своими целями, а затем ответьте себе на очередные вопросы. Сколько времени вы готовы уделять обучению ребенка? Можете ли делать это сами? Есть ли у ребенка навык самостоятельной учебы? Если силами семьи вопрос обучения не решить, то есть ли финансовая возможность привлечь репетиторов (очно или по скайпу) или оплатить альтернативную школу? А может, вы хотите скооперироваться с единомышленниками и создать свою семейную школу? Или присоединиться к уже существующей?

К сожалению, ни на один из этих вопросов нет правильного ответа. В вопросах обучения не бывает универсальных решений, просто потому, что все дети разные, все люди разные. И возможность учитывать уникальные особенности наших детей — самый главный плюс семейного образования. Поэтому есть смысл читать и слушать, как строят обучение другие семьи, примерять на себя, пробовать и оставлять то, что хорошо работает именно в вашем случае.

Семейное образование – что можно, а что нельзя

Для перевода ребенка в школу семейного образования необходимо только его желание и согласие родителей, так как именно они должны написать заявление. Больше никаких документов, кроме заявления на ежегодную сдачу экзаменов – это уже надо у директора спрашивать.

Поступить на семейное образование по новому закону можно в любой момент – даже в середине года. Руководство школы не имеет права отказать. Их дело – подготовить документы, а дело родителей – взять полную ответственность за то, как и где ребенок будет получать образование.

Заочное образование похоже на семейное, но в этом случае проблем для учителей больше, так как они по закону должны предоставлять консультации 2- 4 раза в месяц в зависимости от потребностей учащегося.

Учимся с ребенком: в чем заключается семейное образование?

Семейное образование – форма обучения, при которой вся ответственность за уровень образования ребенка возлагается на его родителей.

До недавнего времени об этой форме обучения, которая, кстати, доступна каждому, было известно немногим. Сегодня же многие родители отдают предпочтение именно самостоятельному образованию детей. Чаще всего это связано с нежеланием родителей подвергать ребенка негативным эмоциям, которые нередко случаются в перерывах между уроками, или невозможностью посещать занятия, например, из-за специфики работы родителей (к примеру, дети артистов или спортсменов, которые за месяц могут несколько раз переехать из одного города в другой).

Для начала обучения родители заключают договор с определенной школой, берут учебники из школьной библиотеки или покупают самостоятельно и сами учат детей. В этом случае у них должно быть достаточно свободного времени, чтобы самим учить ребенка, или же возможность выделить средства для занятий с репетитором. При такой форме обучения школа не проявляет интереса к учебному процессу, но раз в год ребенок должен сдавать аттестацию по всем предметам. Здесь стоит заметить, что в отличие от домашнего обучения, ежегодные контрольные работы и проверка знаний проводится абсолютно по всем школьным дисциплинам, а не только по основным предметам.

Несмотря на то, что школьные учителя не имеют близкого контакта с ребенком, а некоторые и вовсе знакомятся с ним только во время контрольных аттестаций, родители могут обращаться к педагогам за консультацией, просить у них примеры работ и интересоваться темами и вопросами, которые нужно изучить. Если они решают покупать учебную литературу самостоятельно, обязательно следует поинтересоваться, по каким учебникам занимаются на уроках в школе, уточнить авторов и названия книг.

Хорошим помощником для организации занятий становятся различные интернет ресурсы. Поскольку это направление начало получать широкое распространение, увеличилось количество сайтов, на которых можно посмотреть программу обучения, выбрать соответствующие теме задания, просмотреть с ребенком видеоролик, в котором учителя рассказывают новую тему. Также сейчас повсеместно открываются различные центры семейного образования, куда родители могут приводить ребенка несколько раз в неделю, и в маленьких группах до 10 человек ему будут объяснять учебную программу.

Читайте также:  Оформить загранпаспорт и получить скидку

Таким образом, дети на семейном образовании могут проходить весь курс, заложенный школьным учебным планом, в удобное для них время, а не по установленному графику. Они могут заниматься одним предметом в течение месяца и выучить всю программу за год, а потом перейти к изучению другого предмета. Есть возможность больше углубиться в изучение дисциплины, к которой ребенок проявляет наибольший интерес, или остановиться на сложных темах. Многие родители также практикуют наглядное изучение материала, а не только по учебникам. Например, если есть возможность, можно сводить ребенка в музей, планетарий, ботанический сад, сходить на природу и изучать там насекомых и растения и т.д.

Семейная форма образования предполагает, что родители четко понимают, насколько важно правильно организовать учебный процесс и донести информацию, с учетом сильных и слабых сторон не только ребенка, но и своих.

Что нужно знать про семейное образование

  1. Выбрать эту форму получения знаний – право учащегося и его родителей. Причем этим правом они могут воспользоваться на любом этапе обучения. Ученики любого класса в любое время (даже в течение учебного года) могут перейти на семейную форму образования. Не может быть ситуации, что «школа не отпустит», «создадут всяческие препятствия», «не возьмут обратно» и т. д.
  2. Ребёнок даже на семейном обучении учтён в государственной системе. Родители должны обратиться в администрацию района (города) по месту жительства, в отдел образования, и написать заявление в свободной форме. Если выбирается школа, к которой прикрепляется ребенок для прохождения аттестаций, то в заявлении следует указать это учреждение. Но делать выбор не обязательно во время подачи документов. В ответ на заявление администрация направляет письмо в адрес родителя с извещением, что информация принята, ребенок учтен и прикреплен к выбранной школе.
  3. Ученики на семейном образовании не должны сдавать аттестации по окончании каждого учебного года. Для получения документов достаточно пройти государственную итоговую аттестацию в школе с аккредитацией. Остальные аттестации и тестирования – добровольные, по желанию родителей и ученика. Также есть право на аттестации экстерном. Это означает, что если родители забрали ребенка на семейное обучение, допустим, во втором классе, то для получения итоговых документов ребенок должен пройти тестирование в 9 классе. Обязанности сдавать экзамены ранее 9 класса не предусмотрено.

После прикрепления ребёнка к конкретной школе у родителей и у образовательной организации возникают определенные обязательства. Закон предусматривает, что школа должна:

  • бесплатно предоставить учебники и необходимую литературу, которая есть в школьной библиотеке;
  • консультировать и оказывать помощь в обучении;
  • предоставить возможность пройти добровольные и обязательные государственные аттестации и выдать по итогам успешного прохождения документы государственного образца.

В свою очередь родители должны создать все условия для обучения ребенка и для подготовки его к тестированию.

Плюсы и минусы семейного образования и домашнего обучения

Семейное образование — сложное явление, так что плюсы и минусы зависят от того, как именно оно организовано. Однако целом плюсы этой формы образования таковы:

  • ребенок учится дома, а значит он защищен от возможных проблем со сверстниками: буллинг, драки, конфликты;
  • обучение может быть более разнообразным: акценты расставлены на тех предметах, которые действительно интересны ребенку, он занимается тем, что ему нравится и будет полезно.

Но у этих плюсов есть и обратная сторона:

  • проблемы со сверстниками, «драма в школе» — важный этап социализации для ребенка: без этого опыта ему будет сложно адаптироваться ко взрослой жизни;
  • родители не всегда в состоянии дать ребенку хорошую базу знаний, которая закладывается в школе.

Школьники, но без школы

Наша дочь перешла на семейное образование во второй четверти 6 класса и осталась прикрепленной к школе, в которой училась. Помимо того, что она числится в этом учебном заведении, не посещая его каждый день, она осталась и в том классе, в котором училась и у того же классного руководителя. Нам сказали, что отличается наше положение от других детей тем, мы не посещаем школу каждый день, обучаясь дома.

Завуч рассказала нам о том, что по желанию мы можем пользоваться библиотекой, посещать мероприятия, которые посещает класс дочери, ходить на лабораторные и контрольные работы, получать консультации преподавателей по всем предметам. Раз в год, в мае, мы договорились сдавать экзамены.

Так мы превратились в «семейников». Новая жизнь для нас началась с известия о том, что в нашей школе на семейном обучении находятся только несколько детей из начальных классов и один девятиклассник-двоечник, который проходит лишь те предметы, по которым у него двойки. Опыта образования среднего звена ни у директора, ни у преподавателей не было и мы стали первопроходцами в этом деле.

Плюсы семейного обучения

Огромным плюсом нашей формы обучения является более глубокое общение с дочерью. Да, у нас возникает сейчас гораздо больше напряжений, чем раньше, но это более качественные отношения, более плодотворные и созидающие.

Часто перед родителями и перед самими детьми стоит дилемма, какую профессию приобретать после школы. Много времени тратится детьми на то, что им не интересно, и что не пригодится в жизни. На семейном образовании у нашей дочери раскрылись стремления ее души, мы увидели, чем ей по-настоящему нравится заниматься, к чему ее тянет, за чем она готова проводить часы и дни напролет. Школа не оставляла нашему ребенку времени на это.

Наконец наша дочь начала вникать в те предметы, которые ей сложно давались в школе, и лучше понимать их. В спокойной обстановке, когда никто не отвлекает, ей легче сосредоточиться. К тому же мы выбираем свой ритм изучения предметов, так, легкие темы мы проходим быстро, а на сложных задерживаемся. Вполне возможно, что оценки у нашей дочери на аттестации будут ниже, чем в школе, но знаний окажется больше.

Таков наш пока еще небольшой опыт семейного образования. У каждого, выбравшего эту форму обучения, будет своя картинка и свое мнение на счет того, стоит ли продолжать учиться дома, или вернуться в школу. На сегодняшний день я могу смело сказать, что семейное образование – это нелегко, но все вложения сил, эмоций, времени и финансов обязательно принесут хорошие плоды всем, рискнувшим обучать своих детей самостоятельно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *