- Таможенное право

Ксенон в 2023 году: штраф или лишение прав?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ксенон в 2023 году: штраф или лишение прав?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Чтобы быть уверенным в своей правоте и обезопасить себя от штрафа или лишения ВУ, водителю лучше подготовиться к возможной встрече с инспектором заранее. Для этого надо определить легальным или нелегальным ксеноном оснащены фары автомобиля. Если в фарах установлены несоответствующие лампочки, лучше их демонтировать. Приведем таблицу отличий законного и кустарного ксенона в 2023 году.

Технические требования для установки ксенона в 2023 году

Узнать, предназначен ли конкретный автомобиль для ксеноновых световых приборов несложно.

  • Информацию можно найти в инструкции к транспортному средству.
  • Уточнить у производителя.
  • Проверить самостоятельно маркировку фар.

Напомним, что на совместимость с ксеноном указывает буква D, написанная на фарах. Существует несколько вариантов ее упоминания, в зависимости от того, где разрешен ксенон.

  • Если указана маркировка DC – разрешена установка на приборы ближнего света.
  • DR — на приборы дальнего света.
  • DCR – на фары ближнего и дальнего света.

Проблемы, которые создают ксеноновые лампочки

Рассмотрим основные проблемы, которые создают неправильно установленные ксеноновые лампочки:

Во-первых, свет ксеноновых ламп ослепляет водителей встречных и попутных автомобилей. Происходит это потому, что при использовании с «галогенными» отражателями свет ксеноновых ламп может быть направлен неправильно, то есть не на дорогу. В том числе нестандартные лампочки могут светить на соседние и встречные автомобили, создавая дискомфорт для водителей.

Конечно можно сказать, что это проблема других участников дорожного движения, однако думать так по крайней мере глупо. В первую очередь это проблема для самого водителя, на автомобиль которого установлены нестандартные лампы накаливания. Очевидно, что встречный автомобиль с ослепленным водителем с большой долей вероятности врежется именно в своего «обидчика», т.е. в машину с неправильно установленными ксеноновыми лампочками. Так что не стоит испытывать судьбу.

Во-вторых, распространено ошибочное мнение, что ксеноновые лампы улучшают видимость дороги, т.е. чем больше света, тем лучше видно. Причем многие водители автомобилей с «колхозным» ксеноном свято в это верят.

В 2022 году в сфере наказаний за ненадлежащее освещение автомобиля сохранились те же правила, что и в прошлом году. Автолюбителей, неправильно установивших ксеноновые лампы, штрафуют за:

  • противотуманки;
  • прожектор на крышу;
  • незнание о незаконной установке ксенона.

Водители часто пробуют доказать свою невиновность в суде. Они говорят, что транспортное средство было приобретено с ксеноном. А легальный он или нет, они не знали. Однако такое оправдание не срабатывает.

На это есть две причины:

  • Как правило, газоразрядные лампы, установленные с нарушениями, обнаруживаются еще при переоформлении авто. Сотрудники ГИБДД досконально проверяют транспортное средство. Если ксенон установлен с нарушениями, автомобиль не переоформляют. Владельца авто штрафуют и требуют исправить нарушения.
  • Если же покупатель сразу не переоформил авто и действительно приобрел его с нелегальным освещением, штраф за установку ксенона в 2022 году в любом случае ложится на него.

Ксенон, действительно, хорош. Но только тогда, когда автомобиль предназначен для его использования. Он будет хорошо освещать путь и в темноте, и в тумане. Будет служить долго и надежно. В других случаях он потенциально опасен для самого водителя и для других участников движения. К тому же обладателю нелегальных газоразрядных ламп освещения вряд ли удастся сохранить права после встречи с инспектором ГИБДД. Все это лучше учесть заранее, решая, нужен водителю ксеноновый свет или нет.

Ксеноном называют инертный газ, применяющийся в специальных газоразрядных лампах, которые устанавливают на авто. Он находится в специальной внутренней колбе, защищенной еще одной, внешней, оберегающей смесь от перепада температур и давления, а также попадания внутрь сторонних примесей.

У ламп такого типа есть множество преимуществ, которые делают их особенно популярными не только в России, но и по всему миру.

Установка на автомобиле ксеноновых фар обеспечивает следующие плюсы:

  • Значительное улучшение видимости на дороге в темноте и при плохой погоде;
  • Снижение нагрузки на глаза, благодаря приближенности света к дневному;
  • Экономия энергопотребления, увеличение срока службы лампы.
Читайте также:  Никогда не делайте эти ошибки при требовании неустойки по ДДУ

Поставить можно так же и биксенон. Он представляет собой все тот же газ внутри лампы, но использовать ее можно будет как для дальнего, так и для ближнего света. Обычный же ксенон позволяет включать только одну дальность.

Что можно менять, а что нельзя

Поменять одну или несколько оригинальных деталей автомобиля на продукцию стороннего производителя хотели бы многие. Спортивный обвес, форсированный двигатель, ксеноновые фары – мечта почти каждого водителя. Ладно, не каждого, но любителей тюнинга в России все еще очень много (и почему-то почти все они владельцы отечественных автомобилей).

Но многим достаточно небольших изменений – что-то улучшить в салоне авто, сделать тонировку стекол, установить более яркие фары. Но почти всегда такие изменения вызовут интерес у первого же инспектора ГИБДД.

Вообще, все изменения в конструкции автомобиля можно разделить на три условные группы:

  • доработки, которые разрешены и которые не нужно регистрировать;
  • разрешенные доработки, которые нужно зарегистрировать в ГИБДД;
  • запрещенные модификации.

Достаточно много изменений в конструкции автомобиля не нуждаются в регистрации. Это:

  • колесные диски разрешенного производителем размера;
  • сертифицированные производителем топливные баки;
  • внешние модификации, которые устанавливаются фирмой, аккредитованной производителем;
  • установленное с завода газобалонное оборудование;
  • допустимая тонировка стекол (об этом дальше).

Простыми словами, это все то, что разрешает производитель для конкретной модели автомобиля. Еще разрешено устанавливать детали, которые производитель ставит на эту же модель авто (например, в более дорогой комплектации).

Это касается даже двигателей – если установить точно такую же модель силового агрегата (чтобы совпадали объем, мощность и экологический класс), то регистрировать изменения не придется. Но тогда желательно иметь при себе документы на его приобретение. Номер двигателя не является учетным реквизитом и может отличаться от того, что указан в ПТС.

Вторая группа модификаций – это те конструктивные изменения автомобиля, которые разрешаются, но нуждаются в регистрации. Это все то, что не включается в перечень разрешенных производителем деталей для этой модели.

В том числе, это такие изменения:

  • все, что влияет на массу и габариты автомобиля (имеется в виду разрешенная максимальная масса авто);
  • замена двигателя на другую модель (даже если характеристики отличаются ненамного);
  • узлы трансмиссии, управления, тормозной и топливной систем;
  • приборы внешнего освещения;
  • изменение деталей кузова авто на неоригинальные;
  • установка ГБО, и т.д.

Штрафуют ли за ксенон владельцев иномарок?

Как уже было сказано, сам по себе ксенон в фарах не запрещен. Нарушением считаются только те случаи, когда тип ламп не соответствует маркировке рассеивателей. Чаще всего за установку ксенона наказывают водителей отечественных автомобилей, потому что инспекторы знают, что на российских автомобилях ксенон с завода не устанавливается. Также особое внимание инспекторы могут уделять дешевым иномаркам с ксеноновыми фарами. В таком случае они будут проверять маркировку на линзах: ксенон разрешено устанавливать в рассеиватели, относящиеся к типу DC, DR или DCR. Помимо этого, для установки ксенона фара должна иметь корректор угла наклона и омыватель. Владельцев дорогих иномарок за ксенон останавливать, конечно, не будут. Хотя во время техосмотра нарушение, если оно есть, скорее всего, обнаружат.

Каковы требования к ксеноновым фарам

Штатные ксеноновые фары имеют определенную маркировку — букву «D» в коде. Ее наличие на отражателе указывает на допустимость использования ксеноновых ламп в совокупности со спецрефлекторами/линзами.

Виды маркировки таких фар могут быть следующие:

  1. DC/DR — оборудована двумя отдельными лампами (ближний/дальний свет) и установка ксенона допускается в обе из них.
  2. DCR — используется одна двухрежимная лампочка, которая может использоваться как для дальнего, так и ближнего света. Монтаж ксенона в такую фару разрешен.
  3. DC/HR — допускается только ксеноновый ближний свет, для дальнего использование недопустимо.
  4. HC/HR — если этот код указан на фаре авто, произведенного в Японии, использование газоразрядных ламп допускается. Для европейских автомобилей такая маркировка означает запрет на ксенон, разрешено использовать галогеновые лампы ближнего/дальнего света.
  1. Использование ксеноновых фар не противоречит действующему законодательству, если они установлены легально.
  2. Для легализации ксенона после модернизации фар нужно документально зафиксировать такие изменения в ПТС и свидетельстве о регистрации транспортного средства.
  3. При установке «колхозного» ксенона, будьте готовы понести наказание.
  4. За установку нештатного ксенона на авто для физлиц предусмотрен — штраф в размере 3 тыс. руб. с изъятием таких приборов/устройств.
  5. За управление таким ТС вас ждет лишение прав сроком на 6-12 месяцев с конфискацией такого оборудования. При этом для лишения прав необходимо наличие одновременно двух условий — несоответствие цвета и режима работы таких световых приборов.
  6. Если при управлении таким авто нарушено только одно условие из вышеперечисленных, ответственность наступает в виде одного из наказаний — предупреждение/административный штраф в размере 500 руб.
  7. Не могут применяться вышеуказанные наказания, если газоразрядные лампы предусмотрены в конструкции ТС производителем.
  8. Если суд квалифицировал нарушение по ч. 3 ст. 12.5 КоАП РФ и при этом нарушено только одно из условий (цвет или режим работы), обжалуйте постановление и ссылайтесь на абз. 4 п. 6 ПП ВС РФ № 20.
Читайте также:  Как поставить дом и землю на кадастровый учет. Инструкция

А вам приходилось сталкиваться с проблемами после установки ксенона? Применялось ли в отношении вас административное наказание в виде штрафа либо лишения прав?

Какие меры ответственности налагаются при наличии ксенона?

Основанием для лишения прав за данное нарушение выступают разъяснения, которые были опубликованы еще в 2010 году и с того времени не претерпевали никаких существенных изменений.

Таким образом, водители, которые интересуются возможностью установки на свое транспортное средство ксенона, должны помнить, что при обнаружении факта данного нарушения сотрудником службы ГИБДД составляется протокол на основе нарушения ст. 2.5 ч.3 КоАП с дальнейшим лишением гражданина, находящегося за рулем автомобиля, водительских прав на срок полгода или год. В качестве основания принимается факт того, что им были установлены световые приспособления, режим работы которых не подчиняется установленным правилам, вследствие чего транспортное средство не должно было быть допущено к эксплуатации.

В каких случаях ксенон разрешен

Согласно правилам ЕЭК ООН № 99 и ГОСТ Р 41.99-99, использование газоразрядных ламп разрешено только в фарах с маркировкой DC, DR, DCR. Если они идут в заводской комплектации автомобиля, это также является нормой. Допускается применение ксенона в фонарях, которые оснащены корректором пучка света, выделяемого лампами, а также омывателем.

Ограничения связаны с тем, что при самостоятельной установке ламп свет от них ослепляет участников движения. Это, в свою очередь, может повлечь опасные последствия. Завод-производитель либо дилер авто всегда сможет дать разъяснения о допустимости установки ксенона.

Маркировка

Возможность установки ксенона

DR и DC

На автомобиле имеются фары ближнего и дальнего света. Устанавливать ксенон можно в любую либо в обе.

DCR

В авто используется двухконтактная лампа для фонарей освещения. Установка ксеноновой лампы возможна.

HR и DC

Лампа ближнего света может быть ксеноновой, лампа дальнего – нет.

HR и HC

Данная маркировка на японском авто означает разрешение на установку ксенона. Другие государства-производители запрещают ксенон при такой маркировке фар.

HC и HR

Возможна установка только галогеновых ламп.

HCR

Количество ламп в фаре – 1, установка ксенона запрещена.

CR

В осветительных приборах автомобиля можно установить только лампу накаливания.

Можно ли устанавливать ксенон самостоятельно?

Устанавливать ксенон самостоятельно в 2021 году можно, но только соблюдая технические правила и нормы. При этом правильнее обращаться в специализированные центры.

Один из вариантов – приобретение переоборудованных фар у производителя. Они должны соответствовать ГОСТу, что производитель должен документально подтвердить.

В 2021 году запрещено менять световые приборы в фарах автомобиля на ксеноновые лампы, предназначенные для другого типа освещения. Например, установка ксенона в галогенные фары.

Такие манипуляции приводят к высокой аварийности, неправильный свет слепит водителей встречных авто. А у инспекторов ГИБДД появляется повод наказать нарушителя в виде оформления штрафа или лишения прав.

Если автомобиль предназначен для ксенона, на фарах обязательно присутствует отметка с буквой D.

То же самое касается монтажа в противотуманные фары. В 2021 году допускается заводская установка или смена световых приборов, если такая возможность предусмотрена производителем. Об этом укажет маркировка на фарах. Наличие буквы D дает зеленый свет ксенону.

В каких законах говорится о световых приборах авто

Утверждая, что штраф и лишение документов, разрешающих управление ТС, являются незаконными, многие водители ссылаются на отсутствие упоминания ксенона в действующем законодательстве. И действительно, если разобраться, то ни в ПДД, ни в КоАП об этом ничего не написано.

В ГИБДД было принято соответствующее разъяснение по спорному вопросу, и как нетрудно догадаться, далеко не в пользу любителей ярких ксеноновых фар.

Согласно этому разъяснительному документу, принятому еще в 2010 году запрещена езда не только со световыми приборами, несоответствующими ПТС и Правилам ЕЭК ООН, но и лампами и светоотражателями красного цвета. Во всех этих случаях водителю вменяется часть 3 ст. 12.15 с предусмотренным в этом документе наказанием от 6 до 12 месяцев. Это значит, что ставить ксенон можно только на авто, которое изначально поставлялось в такой штатной комплектации.

Лишение прав за ксенон — законно ли и как его избежать?

Лишение прав за ксенон на 2023 год — это довольно многовероятная перспектива, если ксенон этот установлен на непредусмотренное для этого авто. Если ксеноновые фары ставились не с завода, то, чтобы установить его, машина должна быть оборудована автокорректором угла наклона фар, омывателем фар, а сами фары должны быть маркированы специально для возможности установки ксенона. В противном случаем прав могут лишить на 90 процентов.

Читайте также:  Работодатели уходят от налогов, оформляя сотрудников как самозанятых

Но даже если не лишат, то есть малоприятная перспектива одного ноу-хау ГИБДД, если можно так сказать, что, возможно, даже хуже лишения. Но об этом в конце статьи.

Но законно ли лишение за ксенон, пусть даже установленный незаконно? Отвечая на этот вопрос, нам нужно обратиться непосредственно к судебной практике по таким лишениям конкретно за 2023 год.

Обозначение типов ксеноновых ламп и фар автомобиля

В какие фары можно ставить ксенон, мы разобрались, но как отличить ксеноновую фару от обычной? Кроме того, даже фары для ксенона могут различаться по типу используемых ламп. Разобраться в этом вопросе несложно: достаточно знать международную маркировку, которая проставляется прямо на корпусе светового прибора:

  • С — для ближнего света, R — для дальнего света, СR — двухрежимного (ближний/дальний) с обычными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • HС — для ближнего света, HR — для дальнего света, HСR — двухрежимного (ближний/дальний) с галогенными лампами (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
  • DС — для ближнего света, DR — для дальнего света, DСR — двухрежимного (ближний/дальний) с газоразрядными источниками света, включая биксенон (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).

Таким образом, для ксеноновых ламп пригодны лишь фары с маркировкой DC, DR и DCR. Причем ксеноновые лампы ближнего света можно устанавливать только в приборы с маркировкой DC DCR, а дальнего – с DR и DCR. Вполне очевидно, что ксенон нельзя использовать в фонарях с маркировкой HC (С), HR (R) и HCR (CR): они предназначены для ламп накаливания (в том числе галогенных) и оснащены абсолютно другой оптической системой.

Кодекс об административных правонарушениях не даёт конкретного ответа на этот вопрос. Да и отсутствие наказания за использование газоразрядного устройства также не существует, о чём можно поспорить с остановившим средство инспектором.

Однако Кодекс оговаривает административное взыскание за установку ненормативных приборов освещения. Ведь различные виды газовых приборов дают не только белый свет, но и желтоватый, голубой, фиолетовый. Вот за подобную гамму автоинспекция и может оштрафовать шофёра, как за несоответствующую ПДД.

Использование фар ближнего света, наполненных биксеноном, также не приветствуется сотрудниками ГИБДД. Встреча с ними грозит человеку за рулём длительными объяснениями с полицией по поводу незаконной установки фары.

Смотрите, какая тема — Штраф или лишение прав грозит за LED-лампы и ксенон сегодня?

  1. В КоАП РФ 2022 года есть 2 нормы наказаний в случае нештатного ксенона или LED-ламп в галогеновых фарах: часть 1 статьи 12.5 предусматривает штраф 500 рублей за несоответствие Основным положениям ПДД, а часть 3 – лишение прав до года с конфискацией лампочек за несоответствие режима работы и цвета огней конструкции автомобиля.
  2. При этом, лишение назначается, когда нарушены оба условия: и режим работы, и цвет огней.
  3. По ПДД цвет фар должен быть белым, оранжевым или жёлтым. Поэтому, если ваши, к примеру, светодиодные фары не отдают синевой или иным оттенком, кроме разрешённых, то лишение незаконно.
  4. Кроме того, режим работы к соответствию типа источника света маркировке фары не имеет отношения, поэтому лишение прав за ксенон и ЛЕД вот «совсем незаконно»!
  5. Однако, редких судей волновал данный вопрос до недавнего времени – часто мировые суды просто так лишали водителей прав только якобы за нарушенный режим работы.
  6. Почему до недавнего времени? Потому что точку в этом споре поставил Верховный суд, указав, что оба условия должны быть выполнены для применения части 3. Иначе – только штраф.
  7. Ниже мы рассмотрели судебную практику 2022 года и выяснили, что и сегодня многим судам просто наплевать на указанные разъяснения.
  8. Но хорошие новости всё же есть.

    В суде или жалобе на постановление вам необходимо прямо указать в своих доводах о пункте 6 Постановления Пленума Верховного суда №20. Это с большой долей вероятности приведёт к переквалификации ответственности на штраф 500 рублей, даже если протокол инспектором составлен по части 3 с лишением прав.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *