- Страхование

Особенности дознания как формы предварительного расследования

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности дознания как формы предварительного расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Если расследуемое уголовное дело характеризуется повышенной сложностью или большим объемом, начальник отдела дознания может вынести отдельное постановление об осуществлении дознания группой дознавателей или указать это в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Дознание в общем порядке, как форма предварительного расследования проводится аналогично, как и предварительное следствие, за некоторыми особенностями. Дознание проводится быстрее, чем предварительное следствие. На его производство отведено 30 дней со дня возбуждения уголовного дела, этот срок обычно продлевается прокурором еще на 30 дней.

А если прокурор района/округа/города/области посчитает, а так зачастую и бывает, что нужно увеличить срок для проведения большого объема процессуальных и следственных действий, судебной экспертизы, то срок продлевается до 6 месяцев.

В исключительных случаях, прокурор субъекта РФ может продлить срок дознания до года. Например, в качестве исключительного случая, возможно ожидание ответа на запрос от иностранного государства.

Ради чего все затевается, что выигрывает обвиняемый, который идет на сделку? Судебное производство по делу, дознание по которому производилось в сокращенной форме, осуществляется в особом порядке с назначением наказания, не превышающего одну вторую максимального срока или размера наиболее строгого вида наказания, предусмотренного за совершенное преступление. Каждый случай нужно рассматривать в отдельности, зачастую «овчинка выделки не стоит».

Гарантией обеспечения прав участников уголовного процесса при производстве дознания в сокращенной форме является возможность перехода в обычный порядок в любой момент производства по делу вплоть до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Понятие, значение и виды общих условий производства предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессу­альные решения и действия дознавателя и следователя.

Данные пра­вила, сформулированные законом в соответствии с принципами уго­ловного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями. Общие условия производства предварительного расследования закреплены в главе 21 УПК РФ с одноименным названием.

Общие условия предварительного расследования — это закреплен­ные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за не­которым исключением, в частности, при сокращенном дознании — гл. 32.1 УПК).

Указанные условия предварительного расследования:

    1. выражают его характерные черты и
    2. опре­деляют существенные требования, предъявляемые к порядку произ­водства следственных действий и принятию решений.

Общие усло­вия предварительного расследования распространяются на всю деятель­ность, именуемую расследованием.

Подследственность — это система процессуальных правил, в соответствии с которыми предварительное расследование относится к компетенции определенного органа дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный институт подследственности позволяет распределить все уголовные дела между органами дознания и предварительного следствия в соответствии с их специализацией и территориальной принадлежностью; исключает необоснованные процессуальные споры между правоохранительными органами.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ устанавливает такие правила подследственности, в соответствии с которыми практически каждое уголовное дело относится к компетенции одного органа предварительного расследования.

Подследственность уголовного дела определяется на основании двух критериев: ведомственного (отраслевого) и территориального.

Ведомственный (отраслевой) критерий подследственности характеризует принадлежность уголовного дела к компетенции дознавателей или следователей определенного органа государственной власти, т.е. определенного ведомства.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Перейдём к рассмотрению особенностей дознания в общем порядке как формы предварительного расследования, согласно тем же характеристикам, что и предварительное следствие.

Дознание в общем порядке и предварительное следствие производятся по одинаковым правилам, но с изъятиями, которые предусматривает гл. 32 УПК РФ.

Положения подследственности при производстве дознания нормативно регулируются на основании ст.ст. 150, 151 УПК РФ. Дознанию подлежат преступления, указанные в ч. 3 ст. 150 УПК РФ (например, к ним относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ст.ст. 112, 115, 116, ч. 1 ст. 117, 118, 119, 121, ч. 1 и 2 ст. 122, ч. 1 ст. 123 УПК РФ и ряд других), а также по уголовным делам об иных преступлениях, относящиеся к небольшой и средней тяжести – по письменному указанию прокурора.

Дознание производят дознаватели, относящиеся к ОВД РФ, пограничным органам федеральной службы безопасности, органам Федеральной службы судебных приставов, органам государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, следователям СК РФ, дознавателям (следователям) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Согласно п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, как уже было отмечено, дознание также могут производить следователи СК РФ по уголовным делам, расследующим преступления, подследственные органам дознания, совершенные лицами, относящимися к особой категории (ст. 447 УПК РФ), а также совершенные должностными лицами СК РФ, органов ФСБ, СВР РФ, Федеральной службы охраны РФ, ОВД РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов РФ, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона.

В УПК РФ содержится оговорка о недопущении возлагать полномочия по проведению дознания на того, кто проводил или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Следует напомнить о правовом статусе следователя и дознавателя, которые неравномерны из-за обладания следователем большей процессуальной самостоятельностью и независимостью.

Дознаватель имеет право на обжалование в следующем порядке:

— обжалование указаний прокурора производится вышестоящему прокурору,

— обжалование указаний начальника органа дознания производится прокурору,

— а обжалование указаний начальника подразделения дознания производится прокурору и начальнику органа дознания.

Однако обжалование указаний не приводит к приостановлению их исполнения.

Статья 223.2 УПК РФ устанавливает возможность создания группы дознавателей для расследования уголовных дел в форме дознания.

Основания для создания группы дознавателей заключаются:

— в сложности уголовного дела;

— в большом объёме уголовного дела, а именно большом объёме производства процессуальных и следственных действий[6].

Решение о создании группы дознавателей оформляется отдельным постановлением или отражается в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Решение о производстве дознания группой дознавателей, об изменении ее состава принимается начальником органа дознания. Постановление должно перечислить всех дознавателей, которым поручено производство дознания, и указать дознавателя, назначаемого руководителем группы дознавателей. Группа дознавателей может состоять из должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Состав группы дознавателей должен быть объявлен подозреваемому, обвиняемому.

В обязанности руководителя группы дознавателей входит принятие уголовного дела к производству, организация работы группы дознавателей, руководство действиями других дознавателей, составление обвинительного акта.

Руководитель группы дознавателей принимает следующие решения:

1) выделение уголовных дел в отдельное производство в порядке;

2) прекращение уголовного дела полностью или частично;

3) приостановление или возобновление производства по уголовному делу;

4) письменное уведомление о подозрении в совершении преступления;

Читайте также:  Сдача уточненного расчета 6-НДФЛ

5) привлечение лица в качестве обвиняемого и объём предъявляемого ему обвинения;

6) направление обвиняемого в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской, судебно-психиатрической экспертизы;

7) возбуждение перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания;

8) возбуждение с согласия прокурора перед судом ходатайства об избрании меры пресечения, а также о производстве следственных и иных процессуальных действий, требующих санкции суда[7].

Законодатель имеет право на последовательное увеличение срока дознания, например, согласно ч. 3 ст. 223 УПК РФ время производства дознания 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Прокурор имеет право на продление срока до 30 суток, если есть необходимость. При необходимости включая случаи связанные с производством судебной экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев. Есть исключительные случаи, которые связанны с исполнением запроса о правовой помощи, которые могут повлиять на продление срока дознания до 12 месяцев.

Прокурор осуществляет надзор за осуществлением дознания и исполняет задачи в области процессуального руководства дознанием. Так, в полномочия прокурора входит дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства, направленного на избрание, отмену или изменение меры пресечения либо на производство иного процессуального действия, допущенного на основании судебного решения; утверждение постановления дознавателя о прекращении уголовного дела. Ведомственный контроль осуществляется начальником органа дознания и начальником подразделения дознания.

При особом месте процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого во время реализации предварительного следствия к особенности дознания относится уведомление о подозрении.

Согласно ст. 223. 1 УПК РФ при возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления и получении в ходе дознания достаточных сведений, приводящих к подозрению лица в совершении преступления, дознаватель должен составить письменное уведомление о подозрении в совершении преступления, а копию документа вручить подозреваемому и разъяснить ему права подозреваемого, и составить об этом протокол с отметкой о вручении копии уведомления. Подозреваемый по существу подозрения должен быть допрошен дознавателем в течение 3 суток с момента вручения уведомления о подозрении в совершении преступления.

Другой отличительной характеристикой, отличающей данную форму, является особенность избрания меры пресечения в виде заключения под стражу. Статья 224 УПК РФ говорит о праве дознавателя подать перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу лица, которое подозревается в совершении преступления. Данная процедура реализуется в порядке, общем для двух форм и устанавливается в ст. 108 УПК РФ.

При избрании в отношении подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, обвинительный акт должен быть составлен не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу.

Если составление обвинительного акта в определённый законом срок невозможно подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, указанном в главе 23 УПК РФ, после чего продолжают производство дознания.

Если окончание дознания в срок до 30 суток невозможно, и основания для изменения или отмены меры пресечения в виде заключения под стражу отсутствуют, суд может продлить срок до 6 месяцев.

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации (ред. от 14.04.14) // Российская газета. – 2009. – № 7.

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (от 08.03.2015) // Российская газета – Специальный выпуск. – 2001. — № 2861.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.10.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1996. № – 25. Ст. 2954.

Особенности дознания как формы предварительного расследования

Под дознанием

понимается форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п. 8 ст. 5 УПК).

Предварительное расследование в форме дознания производится в общем порядке, установленном для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными гл. 32 УПК.

Дознание производится:

  • дознавателями органов внутренних дел РФ;
  • дознавателями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
  • дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности;
  • дознавателями органов службы судебных приставов Минюста России;
  • дознавателями таможенных органов РФ;
  • дознавателями органов Государственной противопожарной службы;
  • следователями следственного комитета при прокуратуре РФ — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных п. 5 ч. 3 ст. 151 УПК РФ.

Рассмотрим особенности дознания.

1. К подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч. 3 ст. 150 УПК.

Таких составов преступлений более 70. Это, например, кража (ч.1 ст. 158 УК), грабеж (ч. 1 ст. 161 УК), уничтожение или повреждение имущества по неосторожности (ст. 168 УК) и др.

Дознание в сокращенной форме

Сокращенное дознание может производиться на основании ходатайства подозреваемого о производстве по уголовному делу дознания в сокращенной форме. Однако при этом одновременно должны быть в наличии следующие условия:

  1. уголовное дело возбуждено в отношении конкретного лица по признакам одного или нескольких преступлений, указанных в п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ;
  2. подозреваемый признает свою вину, характер и размер причиненного преступлением вреда, а также не оспаривает квалификацию деяния, приведенную в постановлении о возбуждении уголовного дела;
  3. отсутствуют следующие обстоятельства исключающие производство дознания в сокращенной форме:
  • подозреваемый является несовершеннолетним;
  • имеются основания для производства о применении принудительных мер медицинского характера;
  • подозреваемый относится к категории лиц, в отношении которых применяется особый порядок уголовного судопроизводства, установленный главой 52 УПК РФ;
  • лицо подозревается в совершении двух и более преступлений, если хотя бы одно из них не относится к преступлениям, указанным в п.1 ч. 3 ст.150 УПК РФ;
  • подозреваемый не владеет языком, на котором ведется уголовное судопроизводство;
  • потерпевший возражает против производства дознания в сокращенной форме.

Проблемы определения сроков производства предварительного расследования в форме дознания

В последующем, в результате рассмотрения законопроекта в трех чтениях в Государственной Думе РФ, возврата Советом Федерации РФ законопроекта в Государственную Думу РФ и работы согласительной комиссии, законопроект был принят в изменённом виде, не отвечающем, на наш взгляд, тем целям, которые первоначально ставились инициаторами законопроекта при его разработке.

Действительно, реформа норм УПК РФ, регламентирующих подследственность уголовных дел, по которым производится дознание, повлекла за собой и необходимость реформирования норм о порядке производства дознания. Возникла необходимость изменения сроков производства дознания, введения возможности их продления.

Вместе с тем, в действующей на настоящий момент редакции УПК РФ начальник органа дознания, возглавляя соответствующий орган дознания, лишен полномочий по установлению и продлению сроков дознания.

Начальнику органа дознания определена «созерцательная роль» за сроками производства дознания подчиненными ему дознавателями.

На практике имеют место быть случаи, когда дознавателем предоставлялись прокурору материалы уголовного дела для продления срока дознания, при этом продление срока дознания было не мотивировано, а вызвано лишь халатным отношение дознавателя к своим должностным обязанностям, и срок дознания истек, а перечень необходимых следственных действий дознавателем не выполнен.

Прокурор вынужден продлевать срок дознания, так как законодателем ему не предоставлено иных вариантов поведения.

На наш взгляд, «именно ведомственный контроль начальника органа дознания за действиями дознавателя и возложение на него полномочий по первоначальному продлению срока дознания до 30 суток, могли бы устранить возможные варианты халатного отношения должностных лиц к обязанностям по производству дознания»1.

Начальнику органа дознания необходимо предоставить и аналогичные права по установлению срока дознания при возобновлении ранее приостановленного дознания.

Указанные полномочия позволят начальнику органа дознания более ответственно контролировать сроки производства по уголовным делам, находящимся в производстве органа дознания. Кроме того, перечень должностных лиц органов прокуратуры, уполномоченных на продление сроков дознания, недостаточно конкретизирован в кодексе. Предусмотрено, что срок расследования уголовного дела может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненным к ним военным прокурором и их заместителями.

К вышеуказанному перечню не относятся прокуроры транспортных и иных специализированных прокуратур.

Вместе с тем, прокуроры транспортных прокуратур осуществляют надзор за производством дознания дознавателями таможенных органов и органов внутренних дел на транспорте.

Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 137 (ред. от 28 декабря 2007 г.) установлено, что сроки дознания до 6 месяцев продлеваются прокурорами городов, районов и приравненными к ним прокурорами или их заместителями, а свыше 6 месяцев – прокурорами субъектов РФ и приравненными к ним прокурорами, то есть перечень должностных лиц, уполномоченных продлять сроки дознания, обоснованно расширен1.

Читайте также:  Какие льготы и пособия положены только многодетным семьям

По нашему мнению, пробел в процессуальном законодательстве в данном случае подлежит устранению внесением изменений в закон.

Предлагается установить следующую последовательность продления сроков дознания: 1. При возбуждении уголовного дела срок дознания составляет 30 суток и может быть продлен на срок до 30 суток мотивированным постановлением начальника органа дознания. 2. По истечении указанного периода, срок дознания может быть продлен до 6 месяцев прокурором района, города, приравненным к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями. 3. По истечении 6 месячного срока, срок дознания может быть продлен до 12 месяцев прокурором субъекта РФ и приравненным к нему военным, иным специализированным прокурором, но только в случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи. Соответствующие поправки необходимо внести в УПК РФ и изложить статью 223 УПК РФ в следующей редакции: «3. Дознание производится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. При необходимости этот срок может быть продлен мотивированным постановлением начальника органа дознания до 30 суток. 4. В необходимых случаях, в том числе связанных с производством судебной экспертизы, срок дознания, предусмотренный частью третьей настоящей статьи, может быть продлен прокурорами района, города, приравненным к ним военным, иным специализированным прокурором и их заместителями до 6 месяцев

Определение понятия предварительного расследования

В словарях даются следующие определения предварительного расследования:

Предварительное расследование — стадия уголовного процесса, в ходе которой осуществляется собирание и проверка доказательств по всем обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела. В Российской Федерации предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания (Большой российский энциклопедический словарь. 2012).

Предварительное расследование — в Российской Федерации стадия уголовного процесса, заключающаяся в осуществляемой под надзором прокурора деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, закреплению и исследованию доказательств, чтобы установить наличие или отсутствие события преступления, лиц, виновных в его совершении, характер и размер ущерба, причиненного преступлением, и иные обстоятельства, имеющие значение для дела. Предварительное расследование производится по подавляющему большинству уголовных дел. Лишь в случаях, точно указанных в законе, его производство не требуется (например, по делам частного обвинения — ст. 27 УПК РФ). Стадия предварительного расследования заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо направлением его в суд (в т.ч. для применения принудительных мер медицинского характера) (Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003).

Расследование (предварительное расследование) — стадия уголовного процесса, осуществляемая в форме дознания или предварительного следствия. В ходе расследования осуществляется процессуальная деятельность, направленная на выяснение обстоятельств совершения преступления, виновных в нем лиц и т. д., т. е. на доказывание всех тех фактов и обстоятельств, которые входят в предмет доказывания по делу. Расследование завершается принятием итогового процессуального решения (прекращение уголовного дела, направление уголовного дела в суд) или приостанавливается по основаниям, указанным в законе (Криминалистическая энциклопедия. — М.: Мегатрон XXI. Белкин Р. С. 2000).

Предварительное расследование — стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд.
Сущность предварительного расследования как стадии уго­ловного процесса заключается в том, что это промежуток вре­мени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность.
Задачи стадии ПР:
Общие:
защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления;
защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод;
отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию.
Специфические:
привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого;
выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления;
обеспечение гражданского иска;
подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде.
Значение стадии ПР:
в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего;
в этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;
в данной стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.

расследования

Под уголовным процессом в Российской федерации понимается деятельность компетентных органов, таких как суд, следователь, прокурор, дознаватель и других, действующих на основе закона. Данная деятельность направлена на защиту прав и законных интересов различных лиц, уголовное преследование и наказание виновных лиц, и отказ от данных действий в отношении невиновных.

Ввиду большого объема, сложности и ответственности за принятые решения в уголовном процессе выделяется несколько этапов, получивших в научной юридической литературе название «стадий». Данные стадии в большинстве случаев следуют друг за другом последовательно. Первой стадией уголовного процесса принято считать – возбуждение уголовного дела, после которой следует одна и наиболее сложных и объемных стадий – предварительное расследование. Уголовно-процессуальный Кодекс дает регламентацию данной стадии в VIII Разделе, в котором размещено 13 глав.1

На стадии предварительного расследования деятельность всех уполномоченных органов и лиц направлена на раскрытие преступления, поиск виновного лица в совершении преступления или отказ от преследования невиновного, сбор доказательственной информации, которую можно будет использовать в суде для вынесени справедливого приговора.

65 стр., 32228 слов

следствия

Предварительное следствие является на данный момент развития уголовно-процессуального законодательства и правоприменительной практики, основной формой расследования. Это связано в первую очередь с тем, что законодатель относит большинство уголовных дел к данной форме производства. Законодатель намеренно не закрепляет перечня уголовных дел, по которому возможно производство в форме предварительного следствия, поскольку, в соответствии со ст. 150 УПК РФ, в данной форме предварительного расследования может быть расследовано любое уголовное дело, если есть письменное указание прокурора.1

В случае если предварительное следствие производит тот же орган, что и возбудил данное уголовное дело, то срок предварительного расследования совпадает со сроком со дня вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Однако иначе обстоит дело, если уголовное дело возбуждает один орган и направляет его по подследственности в другой орган. В таком случае срок предварительного следствия будет идти с момента принятия следователем уголовного дела к своему производству.

Вынесение данного постановления юридически выделяет уполномоченное лицо, которое в установленном порядке производит основные следственные действия или выносит соответствующие постановления, которые определяют законность действий других лиц. Григорьева В. В. Соотношение форм предварительного расследования / В. В. Григорьева // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Материалы XIX Междунар. науч.-практич. конф. – Иркутск, 2014. – С. 19–20

Производство следствия следственной группой – один из видов предварительного следствия, когда следователь, осуществляющий руководство следственной группой, принимает дело к своему производству и при этом определяет кем из участников следственной группы будут производиться необходимые следственные действия. Производство следственной группой осуществляется ввиду большого объема и сложности дела, например, если в уголовном деле множество потерпевших. При создании следственной группы выноситься соответствующее постановление руководителя следственного органа, где он назначает руководителя следственной группы и указывает лиц, привлеченных к работе в следственной группе. При этом участниками следственной группы могут быть как следователи, так и другие должностные лица, которые работают в органах уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

В полномочия руководителя следственной группы входит возможность самостоятельно принимать ряд решений. К ним в частности относятся решения: о выделении уголовного дела в самостоятельное производство, возобновление или прекращение производства по уголовному делу, о возбуждении перед судом ходатайства о проведении следственных действий, которые существенно затрагивают права человека, например, обыск в жилище, и другие решения, которые входят в полномочия руководителя следственной группы, указанные в ч. 4 ст. 163 УПК РФ.1

Читайте также:  Отказ от наследства — как оформить, документы, и порядок оформления отказа

Стоит отметить, что производство дела следственной группой это не единственный случай, когда на предварительном следствии дело раскрываете коллективно. Так, в п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ установлено право следователя давать обязательные к исполнению поручения о производстве Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I).

– Ст. 4921 процессуальных действий, которые необходимы для расследования уголовного дела.1

Данный вид содействия следствию может осуществляться несколькими путями. Во-первых, дознаватели или сотрудники органа дознания могут лично принимать участие в следственных действиях. Во-вторых, данные лица могут принимать участие при задержании подозреваемого или осуществлять привод лица. Кроме того, содействие при предварительном следствие может выражаться в сборе необходимой информации о людях, без которых невозможно произвести предварительное следствие. Чаще всего такой информацией выступают сведения о месте нахождения интересующих лиц.2

Также участие органа дознания и его должностных лиц в осуществлении предварительного следствия возможно, если для раскрытия преступления необходимо произвести следственные действия в ином от места предварительного расследования месте. Тогда, в соответствии с ч. 1 ст. 152 УПК следователь поручает производство необходимых следственных действий дознавателю или органу дознания.3

Однако, на практике, данное положение имеет более широкую трактовку. Так, Ставропольский краевой суд рассмотрев апелляционную жалобу о незаконности производства обыска дознавателем по поручению следователя, в своем постановлении указал, что положение ч. 1 ст. 152 УПК РФ определяют возможность следователя поручать производство следственных действий следователю или органу дознания в другой местности, «отличном от места производства предварительного следствия, однако вовсе не исключает возможность следователя поручать производство Жукова Н. А. Формы предварительного расследования в уголовном судопроизводстве России // Наука. Теория. Практика. – 2015. – № 1. – С. 54–58 Мухитдинов А.А. К вопросу о сущности взаимодействия следователя с органами дознания // Вестник ТГУПБиП. Серия гуманитарных наук, 2013. – №3. – С. 16-25 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I).

– Ст. 4921 следственных действий в том же месте, что и производиться основное расследование дела.1 Таким образом, жалоба заявителя, поданная в соответствии со ст. 125 УПК РФ, была оставлена без удовлетворения, а постановление суда первой инстанции оставлено без изменений.

При этом, стоит учитывать, что данное поручение должно быть исполнено в десятидневный срок. В случае невозможности производства указанных следователем следственных действий, следователь направивший поручение уведомляется об этом. Стоит также учитывать, что следователь не имеет права поручать выполнение большого объема следственной работы органам, производящим дознание.

Предварительное расследование производится в одной из двух форм: дознание или предварительное следствие.

Дознание является формой предварительного расследования, которое проводит дознаватель, по уголовному делу, не предусматривающему обязательное проведение предварительного следствия.

Преступления, которые могут расследоваться в форме дознания, строго определенные законодателем в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Данный законодателем перечень представляет собой список статей Уголовного Кодекса с указанием определенных частей, при необходимости.1 Однако приведенный список не является исчерпывающим, поскольку п. 2 данной части предусматривает возможность расследования других преступлений небольшой и средней тяжести в форме дознания, если есть на то письменное указание прокурора.2

Нормы, которые регулируют дознание, входят в раздел «Предварительное расследование», что свидетельствует о том, что дознание форма предварительного расследования. Производство дознания возможно только после официального признания наличия преступления и отражения этого факта в постановлении о возбуждении уголовного дела. Сущностью дознания является применении мер, установленных в законодательстве для установления события преступления, виновности лиц, а также иных оснований, подлежащих доказыванию. 3

В теории уголовного права много вопросов связано с определением лица, которое производит дознание, то есть дознавателем. В п. 7 ст. 5 УПК4 закреплено определение дознавателя как должностное лицо органа дознания, которое уполномочено начальником органа дознания или правомочно в связи с занимаемой должностью, и которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также осуществляет иные, предусмотренные законом полномочия.

Стоит также отметить, что данное законодательное определение претерпело изменение после вступления в силу Федерального закона №92 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2019) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – ст. 2954 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I).

– Ст. 4921 Абдуллаев Ф., Зайцев О. Дознание по УПК РФ // Уголовное право. – М.; Интел-Синтез, 2002. – № 3. – С. 77-79 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // Собрание законодательства РФ. – 24.12.2001. – № 52 (ч. I).

– Ст. 4921. ФЗ от 04.07.2003.1 До этого дознавателем считалось только то лицо, которое было правомочно осуществлять дознание, то есть данное лицо обязано было находиться в штатной должности дознавателя. Тогда возникала ситуация, когда существует орган дознания, в котором не было предусмотрено штатной должности дознавателя. Таким примером может служить Федеральная служба исполнения наказаний, которая в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК и п. 8 ст. 13 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»2, имеет право осуществлять оперативно-розыскную деятельность, проводить неотложные следственные действия и иную процессуальную деятельность, а по факту проводить все эти мероприятия было некому. Именно с целью устранения такой неточности законодатель ввел уточнение.

Так, Т.Г. Николаева отмечает, что в связи с введением данного определения термина дознаватель появилась возможность толковать данную норму таким образом, что под «полномочным лицом» стоит понимать должностное лицо органа дознания, которое непосредственно состоит в штатной должности дознавателя, а под «уполномоченным лицом» стоит понимать любое должностное лицо органа дознания, которому начальник данного органа поручил производство процессуальных действия.3

В соответствии с ч. 2 ст. 40 УПК выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно не является дознанием.4 Данная деятельность считается как особой вид процессуальной деятельности, Федеральный закон от 04.07.2003 № 92-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 07.07.2003. – № 27 (ч. 1).

– ст. 2706 Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативнорозыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 14.08.1995. – № 33. – ст. 3349 Николаева Т.Г. Правовое регулирование деятельности органов дознания (Теоретические основы и правоприменительная практика): Дис. … д-ра юрид. наук. – СПб., 2006. – С. 275. Арестова Е.Н. Производство органами дознания неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым обязательно производство предварительного следствия // Российский следователь. – М.; Юрист, 2003. – № 10. – С.5-6 которая возлагается не только на дознавателей, но и в соответствии с ч. 3 ст. 40 УПК на:

  • капитанов речных или морских судов, которые находятся в дальнем плаванье;
  • руководителей геолого-разведочных партий и зимовок, начальников российских антарктических станций и сезонных полевых баз;
  • глав дипломатических представительств и консульских учреждений.

Данные лица должны выполнять неотложные следственные действия и возбуждать уголовные дела публичного обвинения только в том случае, если преступление было совершенно в пределах территории, на которую распространяются их полномочия.

Деятельность уполномоченных лиц по производству предварительного расследования в форме дознания строго регламентируется и производится в соответствии с установленным порядком.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *