- Страхование

Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан»

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.

Во сколько лет выходят на отдых узбекские пенсионеры

Справка! Доля лиц в возрасте до 65 лет в стране составляет около 94%. Пожилых лиц, возраст которых составляет более 65 лет, менее 6%.

Данная ситуация предполагает, что пенсионная система Узбекистана не имеет столь значимой нагрузки по сравнению со странами с более возрастным населением. Кроме прочего, это является причиной того, что здесь за последние годы еще ни разу не повышался возраста выхода на пенсию, хотя обсуждение этого вопроса имеет место быть даже на высшем официальном уровне.

В соответствии с законодательством пенсионный возраст в Узбекистане у женщин составляет 60 лет.

Каким образом выплачивается пенсия работающим пенсионерам?

Республика Узбекистан является участником Соглашения о гарантии прав граждан стран – СНГ в вопросах материального обеспечения пенсионеров. Это дает возможность при переселении из Узбекистана в Россию свободно получать пенсионные выплаты. После того, как граждане Узбекистана переезжают, оформляют документы, получают гражданство страны (часто упрощённое), пенсия начисляется по новому месту проживания. Основой для назначения выплат является документально подтвержденное снятие с регистрационного учета по прежнему месту пребывания.

  • prezident.uz
  • gov.uz
  • mf.uz
  • uza.uz
  • www.uz
  • lex.uz
  • gazeta.uz

Кому повысят пенсионные выплаты с 1 июля — указ президента

В тех случаях, когда к представлению или заявлению приложены не все необходимые документы, отдел внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан сообщает администрации предприятия, организации или заявителю, какие документы должны быть представлены дополнительно.

В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением администрации об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районный (городской) отдел ПФ.

Пенсионное обеспечение граждан государств — участников Соглашения и членов их семей осущест­вляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии, если страховые взносы на пенсионное обеспечение уплачивались в соответствующие органы той страны, на территории которой гражданин работал.

Лицам, которые не имеют достаточного для назначения пенсии стажа работы (статья 7), пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу (статья 29), при наличии не менее 5 лет стажа работы, предусмотренного в пунктах «а», «б», «в» и «г» части первой статьи 37 настоящего Закона.

Членам творческих союзов, занимающимся творческой деятельностью, стаж работы до 1 января 1991 года устанавливается правлениями творческих союзов, начиная со дня первого опубликования или публичного исполнения (показа) произведения данного автора, а с 1 января 1991 года — только при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

Тем, кто вообще не имеет трудового стажа, назначается пособие по возрасту: для мужчин – в 65 лет, для женщин – в 60 лет.

Заявление о переводе с одного вида пенсии на другой вид пенсии подается в отдел Пенсионного фонда по месту жительства пенсионера.

Лицам, которые не имеют достаточного стажа работы, пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу, при наличии не менее 7 лет стажа работы.

При исчислении стажа работы в колхозе за период после 1965 года, если член колхоза не выполнил без уважительных причин установленный минимум трудового участия в общественном хозяйстве, учитывается время работы по фактической продолжительности.

Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.
Женщины, имеющие не менее двадцати лет стажа работы, предусмотренного в пунктах ”а”, ”б”, ”в” и ”г” статьи 37 настоящего Закона, приобретают право на пенсию по достижении пятидесяти четырех лет.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ГРАМОТНОГО ОФОРМЛЕНИЯ ПЕНСИИ ПО ВОЗРАСТУ

На пенсии жизнь только начинается: появляется уйма свободного времени, которое можно посвятить себе, родным и близким. Кто-то решает проводить его с внуками, кто-то целиком уходит в свое хобби.

Конечно, есть люди, не представляющие существования без работы, коллектива, и выход пенсию не является для них долгожданным событием. Но прежде чем уйти на заслуженный отдых, необходимо собрать целый пакет документов, чтобы вовремя и в правильном исчислении получать пенсию. По многочисленным просьбам читателей мы затронем в нашей статье основные вопросы грамотного оформления пенсии по возрасту. А разобраться в этом нам поможет начальник отдела совершенствования методологии назначения пенсии исполнительного аппарата внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов РУз Зафар ХУЖАЕВ.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

— Зафар Хайдарович, с какого времени работающему человеку нужно начинать готовить документы для выхода на пенсию?

— Согласно п. 5 и 6 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Кабинета Министров РУз от 08.09.2011 г. за № 252, администрация организации в декабре каждого года на основании личных карточек и трудовых книжек составляет список работников, приобретающих право на пенсию в следующем году, как на общих, так и на льготных условиях. В списке должны быть указаны:

  • фамилия, имя, отчество работника;
  • дата рождения, место проживания работника;
  • наименование структурного подразделения;
  • должность (профессия);
  • основания для обращения за назначением пенсии;
  • стаж работы, подтвержденный документами;
  • специальный стаж работы, дающий право на пенсию по возрасту на льготных условиях.

В отношении работников, включенных в указанный список, администрация организации осуществляет предварительную подготовку документов (со стороны своего учреждения), необходимых для назначения пенсий.

В случае если лицо, имеющее право на пенсию, не является работающим, то заявление о назначении пенсии представляется им непосредственно в отдел Пенсионного фонда по месту его жительства.

Во сколько лет выходят на отдых узбекские пенсионеры

В отличие от многих других стран, которые ранее входили в состав бывшего Советского Союза, здесь на протяжении всего периода независимости не наблюдалось сокращения численности населения. Напротив, демографический прирост в стране один из самых высоких в Центральной Азии.

Справка! Доля лиц в возрасте до 65 лет в стране составляет около 94%. Пожилых лиц, возраст которых составляет более 65 лет, менее 6%.

Данная ситуация предполагает, что пенсионная система Узбекистана не имеет столь значимой нагрузки по сравнению со странами с более возрастным населением. Кроме прочего, это является причиной того, что здесь за последние годы еще ни разу не повышался возраста выхода на пенсию, хотя обсуждение этого вопроса имеет место быть даже на высшем официальном уровне.

В соответствии с законодательством пенсионный возраст в Узбекистане у женщин составляет 60 лет.

Как и во многих других постсоветских странах у мужчин в Узбекистане возраст выхода выше, чем у женщин. Так, официально установленный возраст для них составляет 65 лет.

Полезно также почитать: Пенсионная система в Украине

Минимальные размеры пенсий повышаются с 1 июля

Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:

  1. Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
  2. Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
  3. Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.
Читайте также:  Для дачи правовой оценки действиям

Формирование пенсий производится на основе индивидуального подхода к конкретному случаю. В настоящий момент в министерстве принято множество реформ и поправок для улучшения финансового положения граждан. Так, пенсии в Узбекистане в 2020 году были проиндексированы, и средняя выплата составила около 100 долларов. Минимальная сумма выплат 30 2950 узбекских сумов.

В республике Узбекистан разрабатывают проект Концепции по реформированию системы пенсионного обеспечения граждан. Реформирование проводится для стимулирования населения к участию в трудовой деятельности и возможности получения достойной пенсии. Предполагается внести ряд изменений:

  1. Повысить пенсионный возраст. Для мужчин с 60 до 63, женщины с 55 до 58. Повышение планируется начать с 2022 года и постепенно увеличивать выход на пенсию каждые полгода. Эта реформа связана со средней продолжительностью жизни населения, ведь по статистике Узбекистан стоит на первом месте среди долгожителей в Центральной Азии;
  2. Для обеспечения финансовой устойчивости будут повышать минимальный трудовой стаж. На данный момент это 7 лет. Продолжительность среднего трудового стажа у мужчин 24 года, у женщин 18 лет. Согласно Конвенции Международной организации труда, минимальный требуемый стаж для назначения пенсии по возрасту должен быть 15 лет.

Представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов сообщили, что к 1 апреля 2020 года планируется разработать новую концепцию пенсионной реформы. Намечается:

  1. Поэтапное увеличение общего стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сейчас 7 лет, планируется 15;
  2. Рассматривается переход на уровни. Первый уровень предполагает минимальные выплаты. Второй уровень предназначен для накопительной пенсии (все выплаты в результате трудовой деятельности). Третий уровень – это добровольные взносы;
  3. Планируется внести новый закон о пенсионном обеспечении;
  4. Модернизация и усовершенствование всех систем пенсионного регулирования, расширение и внедрение онлайн – услуг.

Базовая расчетная величина (БРВ) применяется при определении размеров налогов, сборов, штрафов, государственных пошлин и других платежей за предоставляемые государственные услуги, а также стоимости патента, лицензии и других платежей для занятия определенным видом предпринимательской деятельности, размера уставных и других фондов (капитала) организаций, стоимости оплачиваемых не денежными средствами акций, иных ценных бумаг, балансовой стоимости активов юридических лиц, предельного размера микрокредитов и лизинга, а также других финансово-экономических показателей. С 1 сентября 2019 г. базовая расчетная величина (БРВ) определяет размеров налогов, сборов, штрафов, пошлин и других платежей.
С 1 февраля 2021 года размер БРВ в Узбекистане составит 245 000 сумов в месяц (с 01.09.19 до 01.02.21 — БРВ был 223 000 сум)

Базовая величина исчисления пенсии применяется для исчисления пенсий, надбавок, доплат и компенсаций, применяемых в сфере пенсионного обеспечения, а также возмещения вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
С 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 262 470 сумов в месяц
С 1 февраля до 1 сентября 2020 года размер базовой величины исчисления пенсии в Узбекистане равен 238 610 сумов в месяц

  • Новости
  • Экономика
  • Политика
  • Центральная Азия
  • Общество
  • Технологии
  • Культура
  • Аналитика
  • Тренды
  • Рынки
  • Интервью
  • Бизнес
  • Журнал
  • Мнения
  • Мультимедиа
  • Фотогалерея
  • Видеогалерея
  • Инфографика
  • COVID-19

При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.

После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.

Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).

Минимальная пенсия в стране составляет 292 940 UZS (2354 рубля).

Средняя пенсия равняется 352 152 UZS (2830 рублей).

С 01.01.2019 максимальный заработок, учитывающийся при расчете размера пенсионных начислений, увеличен с 8 до 10 минимальных зарплат (10 МРЗП). Следовательно, объем пенсионных выплат составит 1 317 000 UZS (10 583 рубля).

Далее рассмотрит виды пенсий.

Выплатами накопительного типа разрешается пользоваться всем гражданам Узбекистана. Участие в такой системе допускается как в добровольном, так и в обязательном порядке. Государство гарантирует, что денежные ресурсы, накопленные гражданином республики, будут выплачены.

Источниками поступлений на расчетный счет или его пополнения являются:

  • обязательные месячные взносы либо добровольные перечисления;
  • проценты, начисляющиеся на фактические накопления;
  • иные источники, существование которых не вступает в противоречие с действующим законодательством.

На этот вид платежей могут претендовать граждане, получившие 1 или 2 группу инвалидности. Причины ограничения трудоспособности и ее сроки могут варьировать. Если стойкая нетрудоспособность вызвана профзаболеванием или травмой, полученной на производстве, пенсия начисляется независимо от продолжительности трудового стажа. Однако рабочий стаж подлежит учету при ограничении трудоспособности по причине общего заболевания.

Порядок назначения, расчета и выплат пенсий регулируется в Узбекистане законодательно. Основным нормативно-правовым документом является Закон РУз «О государственном пенсионном обеспечении граждан» № 938 – XII. Данный акт был принят 03 сентября 1993 года, то есть еще на начальных этапах формирования узбекистанских государственных и правовых институтов.

Рассматриваемый закон, действующий почти 30 лет, неоднократно подвергался изменениям. Однако основополагающие его положения остаются практически неизменными. Со стороны узбекистанских политиков, экономистов и общественности неоднократно звучат предложения о развитии и совершенствовании пенсионной системы в стране, что потребует значимых законодательных инициатив.

Кроме государственного пенсионного обеспечения, представляющего собой определенные социальные гарантии со стороны государства, в Узбекистане действует программа формирования накопительных пенсий.

Данный вопрос регулируется нормами Закона РУз «О накопительном пенсионном обеспечении граждан» № 702-II от 02 декабря 2004 года. Следует отметить, что накопительная система в данной стране является одной из наиболее успешных в СНГ, что подтверждается, в частности, незначительным количеством изменений, вносимых в данный нормативный акт.

При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.

Так, кроме прочего, к ним следует отнести:

  • военную и приравненную к ней службу;
  • индивидуальную трудовую деятельность;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • обучение в учебных заведениях по очной форме.

В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.

Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.

В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».

Закон О Государственном пенсионном обеспечении граждан

Преамбула
Глава I. Общие положения (Статья 1-6)
Глава II. Пенсии по возрасту (Статья 7-14)
Глава III. Пенсии по инвалидности (Статья 15-18)
Глава IV. Пенсии по случаю потери кормильца (Статья 19-24)
Глава V. Порядок исчисления пенсии и заработка (Статья 25-36)
Глава VI. Исчисление стажа работы (Статья 37-42)
Глава VII. Назначение пенсии (Статья 43-48)
Глава VIII. Перерасчет пенсии (Статья 49-51)
Глава IX. Выплата пенсии (Статья 52-67)

Настоящий Закон определяет порядок реализации конституционного права граждан Республики Узбекистан на социальное обеспечение в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, устанавливает единую систему государственных пенсий, порядок их назначения, исчисления, перерасчета и выплаты.

Читайте также:  Водителям на заметку: допустимые промилле алкоголя за рулем в 2023 году

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Право граждан на государственное пенсионное
обеспечение
Статья 2. Виды государственных пенсий
Статья 3. Обращение за назначением пенсии
Статья 4. Право выбора пенсии
Статья 5. Пенсионное обеспечение военнослужащих
Статья 6. Соглашения о социальном обеспечении между
Республикой Узбекистан и другими государствами

Статья 1. Право граждан на государственное
пенсионное обеспечение

Узбекские пенсии оставляют желать лучшего.

До развала Советского Союза Узбекистан входил в его состав. Вот уже практически три десятилетия страна, славящаяся на всем постсоветском пространстве своими мечетями, мавзолеями, историческими, культурными и архитектурными памятниками, является самостоятельной республикой. При этом официальные доходы узбекских пенсионеров были настолько малы, что вряд ли люди преклонного возраста могли на них прожить, не говоря уже о том, что встретить достойную старость. Но общественно-экономическое развитие страны не стоит на месте, а значит и социальная поддержка граждан медленно, но уверенно движется в сторону увеличения.

Согласно статистическим данным на 1 марта 2019 года общая численность получателей пенсий и пособий в стране составляет более 3 500 000 человек.

По каким правилам начисляются пенсии в Узбекистане

Согласно действующему законодательству Узбекистана, чтобы выйти на заслуженный отдых, граждане в первую очередь должны преодолеть возрастной барьер, который для представителей прекрасной половины человечества составляет 55 лет, а для сильного пола – на пять лет больше, то есть 60 лет.

Вторым фактором, влияющим на возможность оформления пенсионного пособия, как и во всех странах постсоветского пространства, является трудовой стаж. Закон «О государственном пенсионном обеспечении граждан» предполагает, что граждане Узбекистана получат право на пенсионное обеспечение только в том случае, если их стаж составляет не менее 20 лет.

Кроме того, при учете стажа в Пенсионном фонде существует ряд нюансов, например:

  • в стаж не засчитывается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ограниченными физическими возможностями по достижении им трехлетнего возраста;
  • в стаж женщины, которая воспитывала ребенка до 8-летнего возраста, не входит период учебы на очной форме в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре;
  • период ухода за недееспособным или пожилым родственником, чей возраст превысил 80 лет, будет включен в двадцатилетний стаж только в том случае, если будут заполнены и подшиты соответствующие акты и предоставлены необходимые подтверждающие документы.

Пенсия по возрасту назначается и при наличии минимального стажа, который составляет 7 лет. Если его за период трудовой деятельности гражданин не наработал, то согласно букве закона на государственное пенсионное обеспечение он не имеет права. Таким лицам назначается пособие по возрасту, но только при условии отсутствия трудоспособных совершеннолетних детей или иных родственников, которые в соответствии с Семейным кодексом республики обязаны их содержать.

Итак, пенсия в Узбекистане и ее размер согласно главе 5, ст. 25 вышеупомянутого закона зависят от трех составляющих:

  • Базовая часть – для пенсии по возрасту она составляет 55% от среднемесячного заработка, но при этом она не может быть ниже минимальной пенсии по возрасту.
  • Доплата за стаж работы – предполагает, что за каждый полный год стажа, превышающего требуемый по законодательству, базовый размер пенсии повышается на 1% от среднемесячной заработной платы.
  • Пенсионные надбавки – на них могут рассчитывать определенные категории граждан, в том числе инвалиды, ветераны войны, участники войны и приравненные к ним лица, артистический и художественный персонал, а также лица, имеющие особые заслуги перед Республикой Узбекистан.

Особенности формирования выплаты

При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.

Так, кроме прочего, к ним следует отнести:

  • военную и приравненную к ней службу;
  • индивидуальную трудовую деятельность;
  • отпуска по уходу за ребенком;
  • обучение в учебных заведениях по очной форме.

Пенсия по инвалидности

В республике Узбекистан предусмотрена поддержка граждан, которые по причине увечья или получения инвалидности не могут себя обеспечивать. Чтобы получить право на пенсионное обеспечение, нужно пройти комиссию в медицинском учреждении.

Различают 2 группы инвалидности. Первая дается по состоянию здоровья. Определяют степень инвалидности и размер пенсионных выплат, положенные в данной ситуации. Вторая группа по стажу работы. Для получения пенсии важно проработать официально несколько лет. Также льгота по инвалидности может быть установлена, если работающий человек получил на предприятии увечье, не позволяющее дальнейшую трудовую деятельность.

Выплаты по инвалидности из — за заболевания назначается, если у человека имеется достаточный трудовой стаж: до 23 лет 2 года трудового стажа; от 23 до 31 года – 3-5 лет; от 31 до 41 – 5-9 лет. Если заболевание настигло от 41, то необходимо официально проработать более 10 лет.

Какие изменения стоит ждать в 2022 году

Уже с 1 января 2022 года государственные выплаты (пенсионные пособия и другие выплаты) могут и будут заниматься коммерческие банки, которые будут отбираться с помощью тендеров. Тендеры будут проводиться каждые три года по отдельным субъектам республики, в том числе и в столице страны — Ташкенте.

Выигравшие банки будут обязаны доставлять пособия и пенсионные выплаты в виде наличных по домашнему адресу граждан и в район махаллей.

За доставку пенсий в Узбекистане лично по адресу проживания все же придется оплачивать. Плата за такой сервис будет составлять до 1% от выплаченных денег.

С 1 июля 2022 года при оформлении пенсий больше не будут просить представить документы о трудовом стаже, размере зарплаты, обучении в высшем учебном заведении, прохождении срочной службы. До июля эта информация уже будет храниться в электронном виде. Единственным документом, который попросят предъявить, будет паспорт.

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

Всё о пенсионном законодательстве Республики Узбекистан и возможно предстоящей пенсионной реформе

и) родителям и не вступившим в новый брак вдовам (вдовцам) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, смерть которых связана с исполнением обязанностей военной службы или службы в органах внутренних дел, — 30 процентов минимальной заработной платы (55 290 сум [10] );

а) любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан.

В связи с реформами в социальной жизни Узбекистана, стала актуальной тема повышения пенсионного возраста. Сегодняшняя наша статья направлена на разъяснение приводящихся реформ в сфере пенсионного обеспечения, а также действующего законодательства в данной отрасли права.

Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан»

ЗРУ-272 от 22.12.2010 г.

Статья 1. Внести в Закон РУз от 3 сентября 1993 года № 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» следующие изменения:

    1. текст статьи 8 изложить в следующей редакции:

«Лицам, которые не имеют достаточного для назначения пенсии стажа работы (статья 7), пенсии по возрасту назначаются в размере, пропорциональном имеющемуся стажу (статья 29), при наличии не менее 5 лет стажа работы, предусмотренного в пунктах «а», «б», «в» и «г» части первой статьи 37 настоящего Закона»;

    1. часть вторую статьи 9 изложить в следующей редакции:

«Право на пенсию на льготных условиях имеют также инвалиды войны, матери инвалидов с детства, лилипуты и карлики»;

    1. в статье 12:
Читайте также:  За какие машины в 2023 году придется заплатить налог на роскошь: список

пункты «в», «г», «д», «е» и «ж» исключить;

пункт «з» изложить в следующей редакции:

з) матери инвалидов с детства, воспитавшие их до восьмилетнего возраста, — при стаже работы не менее 20 лет. При назначении пенсии наравне с родными детьми учитываются пасынки и падчерицы, если женщина воспитывала их не менее 5 лет до достижения ими возраста 8 лет»;

пункт «и» исключить;

пункты «к» и «л» изложить в следующей редакции:

к) учителя специализированных образовательных учреждений для детей-инвалидов, домов «Мехрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (Список № 3, часть VII);

л) врачи и средний медицинский персонал специализированных медицинских учреждений при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в сельской местности и не менее 30 лет в городах (Список № 3, часть VIII);

    1. текст статьи 15 изложить в следующей редакции:

«Пенсии по инвалидности назначаются лицам, признанным в установленном законодательством порядке инвалидами I и II групп»;

    1. статью 18 изложить в следующей редакции:

Статья 18. Пенсия при неполном стаже работы

Инвалидам I и II групп вследствие общего заболевания, которые не имеют достаточного стажа работы для назначения пенсии (статья 17), пенсия по инвалидности назначается в размере, пропорциональном имеющемуся стажу (статья 29);

    1. из текста статьи 22 слово «полной» исключить;
    2. в статье 26:

из пункта «а» слово «полных» исключить;

пункт «в» исключить;

пункт «в» исключить;

    1. пункт «в» статьи 28 исключить;
    2. в части второй статьи 29:

абзац пятый исключить;

абзацы шестой и седьмой считать соответственно абзацами пятым и шестым;

    1. в части второй статьи 30 слова «пунктами «а», «б» или «в» заменить словами «пунктами «а» или «б»;
    2. в статье 37:

в части первой:

пункты «е» и «ж» изложить в следующей редакции:

е) очное обучение в высших образовательных учреждениях, аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, в том числе за границей;

ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности;

пункты «и» и «к» исключить;

в частях второй и третьей слова «в пунктах «е»-«к» заменить словами «в пунктах «е»-«з»;

абзац седьмой считать абзацем шестым;

    1. статью 50 исключить;
    2. часть вторую статьи 66 изложить в следующей редакции:

«Предприятия и организации независимо от форм собственности из средств, предназначенных на оплату труда, вносят во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан плату, покрывающую расходы на выплату пенсий, назначенных:

-по случаю потери кормильца, а также по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, связанных с исполнением работником трудовых обязанностей;

-в соответствии с пунктом «б» статьи 12 настоящего Закона до достижения работником пенсионного возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Закона.

-трудового увечья или профессионального заболевания — независимо от продолжительности трудовой деятельности;

-других причин — при соответствующем общем трудовом стаже, продолжительность которого зависит от возраста застрахованного работника ко времени наступления инвалидности».

Статья 4. Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2011 года.

Положения пункта 15 статьи 1 настоящего Закона вводятся в действие с 1 января 2016 года.

Номер документа: 938-ХII
Дата принятия: 03/09/1993
Состояние документа: Действует
Начало действия документа: 04/01/1994
Органы эмитенты: Парламент

Пенсионное обеспечение лиц в соответствии с нормами международных договоров

При определении возможности назначения пенсионных выплат, кроме возраста, большое значение имеет также и стаж работы. Под последним понимается период, в течение которого лицо осуществляло трудовую деятельность и подлежало государственному социальному страхованию. Кроме этого, в стаж входят периоды, когда лицо не осуществляло свои рабочие функции по трудовому договору. Они строго определены законом.

В зависимости от степени утраты трудоспособности и нарушений здоровья гражданам может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Всего их три. Однако на соответствующую пенсию могут рассчитывать только инвалиды I и II групп.

Законом установлено, что если лицо получило инвалидность в результате увечья, полученного при исполнении трудовых обязанностей, или профессионального заболевания, то оно имеет право на выплаты вне зависимости от количества лет стажа. Однако если нетрудоспособность возникла по причине общего заболевания, то пенсия назначается только при наличии достаточного количества отработанных лет.

В данном случае необходимое количество лет стажа пропорционально возрасту получения инвалидности. Соответствующую таблицу содержит ст. 17 Закона РУз «Об обязательном пенсионном обеспечении граждан».

Значительная часть узбекистанских пенсионеров продолжает работать после выхода на пенсию. При этом, помимо заработной платы, они получают пенсионные выплаты в полном объеме.

Кому повысят пенсионные выплаты с 1 июля — указ президента

С 1 июля 2021 года внедряется:

  • поэтапно в порядке эксперимента «таможенные посты удаленного электронного декларирования»;
  • удаленное управление процессами таможенного оформления для сокращения влияния человеческого фактора;
  • практика общего онлайн-контроля путем цифровизации процессов регистрации перевозчиков, проверки документов, взыскания платежей за оказанные им услуги, осуществляемые ветеринарными и фитосанитарными органами на границе.

В Узбекистане, как и во многих правовых государствах, существует специальные выплаты для определенной категории населения. Особое внимание уделяется пенсионерам, которые были официально трудоустроены и достигли определенного возраста выхода на пенсию.

Пенсия в Узбекистане является необходимой поддержкой слабозащищенной категории людей. Различают несколько видов пенсионного обеспечения:

  1. Выход на пенсию по возрасту;
  2. Выплаты по потере кормильца;
  3. Пенсия по состоянию здоровья;
  4. Пенсионное обеспечение для военнослужащих.

Если человек попадает под несколько категорий, то Пенсионный фонд дает право выбрать только 1 вид пенсии.

При достижении пенсионного возраста мужчины и женщины получают социальную поддержку от государства. Количество пенсионеров в Узбекистане соответствует количеству трудоспособного населения.

Начисление пенсии в Узбекистане производится в несколько сложных манипуляций:

  1. Сначала устанавливают общий стаж трудовой деятельности. При подсчете общих лет не важно, какой деятельностью занимался человек, и какие социальные гарантии были оказаны работнику;
  2. Устанавливают общий заработок и все отчисления за весь трудовой стаж;
  3. Рассчитывают индивидуальный коэффициент. Эти расчеты производятся по формуле. Для хорошего показателя, пенсионер вправе предоставить в пенсионный фонд любой стаж за 6 месяцев. Это может повысить размер пенсионных выплат.

Формирование пенсий производится на основе индивидуального подхода к конкретному случаю. В настоящий момент в министерстве принято множество реформ и поправок для улучшения финансового положения граждан. Так, пенсии в Узбекистане в 2020 году были проиндексированы, и средняя выплата составила около 100 долларов. Минимальная сумма выплат 30 2950 узбекских сумов.

Представители внебюджетного Пенсионного фонда при Министерстве финансов сообщили, что к 1 апреля 2020 года планируется разработать новую концепцию пенсионной реформы. Намечается:

  1. Поэтапное увеличение общего стажа, необходимого для выхода на пенсию. Сейчас 7 лет, планируется 15;
  2. Рассматривается переход на уровни. Первый уровень предполагает минимальные выплаты. Второй уровень предназначен для накопительной пенсии (все выплаты в результате трудовой деятельности). Третий уровень – это добровольные взносы;
  3. Планируется внести новый закон о пенсионном обеспечении;
  4. Модернизация и усовершенствование всех систем пенсионного регулирования, расширение и внедрение онлайн – услуг.

Исходя из этого в постановлении правительства «Об утверждении положения о порядке назначения и осуществления выплат лицам, имеющим почетные звания» слова «минимальной заработной платы» заменили словами «базовой расчетной величины».
Эта повышение в преддверии новогодних праздников выглядит как подачка, а к 8 марта коммунальные услуги повысятся на 27%, руководителям государства огромное спасибо за заботу о народе. Просто позор, да здравствует МВФ!!!!

Так, впрочем, было не всегда. Изначально, согласно исторической справке, начиная с 1673 года, пенсия полагалась лишь как система обеспечения французских офицеров военно-морского флота. Пенсионные выплаты для военнослужащих стали востребованы, система популяризировалась и получила свое развитие.

Что же касается России, а точнее, с учетом реалий тех времен, СССР, инновации в виде пенсий долго и упорно игнорировались советским руководством. Причина была проста – не хотелось опустошать казну. Однако веяние прогресса потянуло за собой даже консервативный Советский Союз – во времена Первой мировой войны пенсии уже выплачивались некоторым категориям военнослужащих.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *