- Советы юриста

«Русская правда» — древнейший судебник России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Русская правда» — древнейший судебник России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

После того, как политическое объединение земель в единое государство было осуществлено, великим князьям требовалось собрать все правовые нормы, касающиеся прав и обязанностей должностных лиц, ответственных за преступления, порядок судопроизводства, в одном месте. Развитие российского права осуществлялось в связке с политикой централизации, так как вполне логично, что единое государство подразумевает под собой и единое право. Чтобы это осуществить, следовало максимально четко систематизировать и упорядочить уже имеющиеся нормы.

Значение Русской Правды

Первый законодательный документ на Руси (написанный русским текстом) утвердил многие преступления и установил за них определённое наказание, в том числе:

  • Отменил кровную месть.
  • Утвердил наличие следов побоев как аргумент.
  • Утвердил судебную систему, включающую показания свидетелей.
  • Установил «ордалии» (испытания) как принятую судебную практику (Пространная редакция).
  • Подчеркнул сословное неравенство. За княжих мужей штрафы были на порядок больше, чем за обычных смердов и холопов.
  • Создал единый закон для всего государства, установив штрафы за различные преступления. Это в свою очередь на порядок уменьшило их количество.

Укрепление государственной власти при Алексее Михайловиче

Наиболее весомые результаты, касающиеся укрепления государственной власти, были достигнуты, когда государством правил Алексей Михайлович (1645–1676 гг.). Его также избрал Земский собор. Если говорить о масштабе преобразований, то данный период был очень насыщенным, сравнимый с периодом царствования Петра I. Ученые всегда изумлялись напряженности деятельности Алексея Михайловича, что было отражено в создании Соборного уложения (которым подтверждается довольно высокий профессионализм дьяков в XVII в.), издании Новоторгового устава, Кормчей книги и иных законодательных актов. В тот период в государстве имелось огромное количество нравственных и религиозных проблем. Также особую важность имела проблема отношений государства и церкви, которая была связана с церковной реформой патриарха Никона. Итогом данных проблем стал раскол. Также имели место восстания крестьян, народные бунты. В связи с этим правительству приходилось идти на крайние меры, чтобы вернуть стране целостность, усилить могущество, не допустить полной разрухи.

Особой драматичностью отмечались первые годы правления Алексея Михайловича. Его дядя, опытный царедворец Морозов, тесть царя Милославский и другие родственники, которых у молодого государя без опыта правления (стал царем в 16 лет) имелось достаточно много, не стесняясь пользовались своим положением для увеличения собственного богатства, притесняли простых людей. Это привело к бунту в Москве в июне 1648 г. С целью успокоения народа царь выслал Морозова из Москвы, а руководителя «Пушкарского приказа» и судью «Земского приказа», особо отличавшихся беззаконием, казнил. С этих событий начались массовые народные бунты, которые вскоре перекинулись и на другие города. Как правило, большая их часть была направлена против взяточничества и произвола власти.

«Русская правда» — древнейший судебник России

В первой главе «Русской Правды Ярослава Мудрого» были описаны наказания за убийство. В те времена убийства были настоящей бедой для государства. В законе говорилось, что карой за любую смерть является кровная вражда. Поэтому родственники убитого человека могли самостоятельно убить убийцу. Если же убийце отомстить было некому – с него брали штраф в пользу казны государства.Особые условия этого закона были такими:

  1. холоп мог стать свободным. Для этого ему нужно было заплатить хозяину определенную сумму-
  2. рабы должны были отвечать за имущество своих господ-
  3. в законе было описано все про долговые обязательства, штрафы за кражу чужого скота и захват чужой земли, и многое другое-
  4. определялись порядок и очередность получения наследства.

Законы Ярослава Мудрого были очень суровыми, но только так он смог навести порядок в государстве. В «Правде Ярославичей» многие законы стали не такими суровыми. К примеру, кровную месть вообще заменили штрафами.Свод законов, которые издал Владимир Мономах, был уже намного мягче:

  1. запретили долговое рабство-
  2. отменили смертную казнь для беглых холопов-
  3. определили положение закупов и купцов-
  4. упорядочили взимание ростовщических процентов.

Но, несмотря на все, «Русская Правда» регулировала отношение между людьми в общество при помощи законопроектов, и это привело в порядок государственную и общественную жизнь. Этот документ регулировал отношения внутри государства очень долго, до самого периода раздробленности Древней Руси.
На самом деле, не существует четких ограничений в данном вопросе. Тем не менее, существуют негласные правила, которые определяют необходимость строительства на участке 4-6 соток….

Списки Русской Правды делятся на три разные редакции:

  • Краткая. Большая часть историков считает её наиболее древней, относится к XI в. Она имеет 43 статьи.
  • Пространная. Хорошо сохранившаяся и распространённая редакция документа, создана в XIII-XV в. и имеет в себе 121 статью.
  • Сокращённая. Создана примерно к XVI-XVII в., сформирована из Пространной (её сокращение). Включает 50 пунктов.

Краткая редакция состоит из «Правды Ярослава» («Древнейшая Правда»), которая заканчивается 18-ой статьёй и связана с самим Ярославом Мудрым, и «Правды Ярославичей» (статьи с 19 по 43), составленной сыновьями Ярослава Мудрого.

Пространная же делится на Устав Ярослава Мудрого и Устав Владимира Мономаха. Создана на основе Краткой редакции и дополнена разными актами.

Первый законодательный документ на Руси (написанный русским текстом) утвердил многие преступления и установил за них определённое наказание, в том числе:

  • Отменил кровную месть.
  • Утвердил наличие следов побоев как аргумент.
  • Утвердил судебную систему, включающую показания свидетелей.
  • Установил «ордалии» (испытания) как принятую судебную практику (Пространная редакция).
  • Подчеркнул сословное неравенство. За княжих мужей штрафы были на порядок больше, чем за обычных смердов и холопов.
  • Создал единый закон для всего государства, установив штрафы за различные преступления. Это в свою очередь на порядок уменьшило их количество.

Созданная на основе обычаев, указов князей и христианских законов, Русская Правда Ярослава Мудрого создала прочную на то время судебную систему, которая продолжала действовать на протяжении многих веков. Она установила официальное наказание за совершение преступлений разного рода и поспособствовала развитию русского государства.

Как назывался единый свод древнерусских законов?

По разным версиям, принятие первого письменного русского свода законов произошло во время правления Ярослава Мудрого в 1016 или 1036 году.

В качестве причин появления обычно называют стремление князя Ярослава ограничить языческие традиции в соответствии с христианскими ценностями, однако одна из датировок (1016 год) совпадает со столковениями новгородцев и приглашенных Ярославом Мудрым на службу наемников-варягов, в результате которых новгородцы, избившие варягов за «насилие над мужатыми женами» были обмануты князем, обещавшим им снисхождение, и казнены.

Основной субъект «Древнейшей Правды» — муж — свободный мужчина.

Фактически — произошло ограничение права на кровную месть, во многих случаях замененное на штраф, причем наемникам-варягам предоставлялось более привилегированное положение.

Правда Ярослава описывает некоторые категории древнерусского (новгородского) общества, уравненные в правах путём установления единого размера виры (в 40 гривен) за их убийство:

«аще будеть русинъ, любо гридинъ, любо купчина, любо ябетникъ, любо мечникъ, аще изъгои будеть, любо словенинъ, то 40 гривенъ положити за нь».

Данный список толкуется исследователями следующим образом:

русин — младший княжеский дружинник, в том числе:
гридин — представитель боевой дружины;
купчина — дружинник, занимавшийся торговлей;
ябетник — дружинник, связанный с судебным процессом;
мечник — сборщик штрафов;
изгой — человек, потерявший связь с общиной;
словенин — житель словенской, то есть Новгородской земли, в данном контексте — обычный житель.

  • Ст. 1 — предоставляет право родственников на кровную месть за убийство. Мстить разрешается брату за брата, сыну за отца, отцу за сына, племяннику за дядю и тётю. В остальных случаях, а также в случае, если мстителя не находилось, убийца обязан уплатить виру — штраф в пользу князя в размере 40 гривен.
  • Ст. 2 — человеку избитому до крови или синяков не нужно представлять видока (свидетеля-очевидца происшествия). Если же следов побоев нет, видок необходим. Если пострадавший не может за себя мстить, нарушитель обязан заплатить «за обиду» 3 гривны и оплатить услуги лекаря.
  • Ст. 3 — за удар кулаком или тупым предметом взимается плата в размере 12 гривен, если дело не было решено местью.
  • Ст. 4 — за удар ножнами или рукоятью меча — также 12 гривен («за обиду»).
  • Ст. 5 — нанесение травмы, приведшей к лишению руки, карается платой в размере 40 гривен — равной штрафу за убийство свободного человека.
  • Ст. 6 — запрещала детям мстить за повреждение ноги родителя, если нога осталась работоспособной.
  • Ст. 7 — устанавливали плату в 3 гривны («за обиду») за повреждение пальца.
  • Ст. 8 — устанавливает плату в 12 гривен за повреждение усов и бороды.
  • Ст. 9 — определяет плату в 1 гривну за угрозы обнажённым мечем.
  • Ст. 10 — если один муж толкнёт другого, при наличии двух видоков он платит 3 гривны. Если пострадавший — варяг или колбяг (разновидности наемников), ему не нужно предоставлять видока, достаточно было лишь пойти на роту, то есть принести клятву об истинности своих показаний.
  • Ст. 11 — если беглый челядин (раб) скроется у варяга или колбяга, и его не найдут в течение трёх дней, укрыватель, вернув его господину, обязан заплатить последнему 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 12 — езда на чужом коне без спроса наказывается платой в 3 гривны.
  • Ст. 13 — пользование чужим конём, оружием или одеждой наказывается платой в 3 гривны «за обиду», если пропавшая собственность была опознана в своём миру (общине).
  • Ст. 14 — человек, опознавший похищенную у него вещь, не может сразу вернуть её себе, но сначала должен отправить человека, у которого обнаружилась пропажа, на свод (особая форма досудебной подготовки дела, способ поиска украденного) для того, чтобы установить, через чьи руки эта вещь попала к нему. Если последний не шёл на свод сразу, он должен был предъявить поручителя в том, что сделает это в течение пяти дней.
  • Ст. 15 — дело об отказе должника в уплате долга должно решаться на изводе перед 12 людьми («изводъ пред 12 человѣка» — суд или несколько послухов — свидетелей «доброй славы»). Если установливалось, что долг действительно не возвращён, ответчик отдавал «скот» (деньги) истцу и платил 3 гривны «за обиду».
  • Ст. 16 — человек, у которого господин обнаружил и опознавал своего украденного (угнанного) челядина, должен идти к тому, у кого челядин был куплен, а тот, в свою очередь, шёл к предыдущему покупателю. Когда свод доходил до третьего покупателя, господин возвращал себе своего челядина, а третий покупатель взыскивал свой «скот» (деньги) с продавца при помощи видока.
  • Ст. 17 — если холоп ударил свободного мужа и бежал в хором своего господина, а господин не выдал его, то хозяин холопа обязан заплатить истцу 12 гривен. Но и после уплаты компенсации истец вправе наказать обидчика-холопа, если смог его разыскать.
  • Ст. 18 рассматривает ситуацию, при которой человек повредил чужое копье, щит или одежду. Если он желал оставить вещь себе, то должен был заплатить хозяину «скотом» (деньгами) в качестве компенсации. Если же виновник порчи вещи согласен был вернуть предмет, он должен был заплатить за неё хозяину ту сумму, за которую тот её приобрёл
Читайте также:  Детские пособия в Воронеже и Воронежской области в 2023 году

Первоначально восточные славяне, как и другие племена, не вкусившие плодов государственной жизни, существовали в рамках общины. Сначала в поселениях жили близкие родственники, однако с течением времени, в связи с ростом населения и в результате браков между членами разных семей, первоначальная родовая община сменилась соседской. Выделение отдельных семейных хозяйств вызывало неизбежное имущественное расслоение населения. Вот какое свидетельство оставил один из арабских путешественников: «Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить».

Основные тезисы «Русской Правды»

«Русская правда» содержит в себе две части, законы которых относятся к разным периодам времени. Первая часть — «Древнейшая правда» — составлена самим князем Ярославом, вторая — «Правда Ярославичей» — тремя братьями, его сыновьями.
Сам сборник «Русская правда» имеет казуальную систему строения, это когда законодатель пытается предусмотреть и описать возможные жизненные ситуации. В сборнике всегда приводились указания на принадлежность человека к какому-либо общественному положению. Население по закону было разделено на такие социальные категории:
Дружина-
Духовенство-
Сельчане и горожане (купцы, ремесленники, закупы)
Князь же занимал особое место, самое высокое положение.
Большая часть законов предусматривала защиту частной собственности, порядок наследования, по обязательствам и договорам. Договора в «Русской правде» разделялись на виды:
Купля-продажа-
Займы (бытовой заём и заём с закладом)-
Хранение поклажи (считается безвозмездной услугой)-
Личный наём (наём слуг).
В сборнике «Русская правда» за договора и обязательства накладывается ответственность, и в случае нарушения налагаются вира (штраф) и возмещение убытка. Например, укравший коня обязуется возвратить его и уплатить 3 гривны виры.
К тяжёлым преступлениям относят причинение телесного повреждения, оскорбление действием (удар тупым предметом, ладонью, ножнами, то есть оскорбление ударом, но не повредив человека), убийство. В таких ситуациях преступник обязуется уплатить виру и пострадавшему, и в княжескую казну. Были определены два возможных умысла: прямой (нападение, разбойничество) или косвенный (например, в драке или при самообороне). Наивысшая степень наказания – выдворение из общины как самого преступника, так и членов семьи, изъятие движимого имущества, порабощение. «Русская правда» не признавала смертную казнь. Тем не менее, иногда смертная казнь применялась. К таким жёстким мерам прибегали в наказание за противогосударственные дела (шайки разбойников, восстания). Но Ярослав Мудрый всеми силами пытается устранить смертную казнь, которая является следствием кровной мести на Руси. Здесь своё влияние оказала и православная церковь, выступавшая за отмену казни. В те времена суду на Руси были свойственны:
Состязательность сторон-
Относительное равенство сторон-
Активное участие при разбирательстве дела.
Началом для проведения судебного разбирательства служили жалоба истца или поимка правонарушителя во время преступления. Суд по законам «Русской правды» осуществлялся в три этапа:
Заклич (публичное сообщение о преступлении)-
Свод (трёхдневный срок, в который ведут опрос свидетелей и поиск доказательств)-
Гонение следа или поиск преступника (в том случае, если он не был обнаружен ранее).

Год создания «Русской Правды». Свод законов Ярослава Мудрого

«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв.

«Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. «Русская Правда» — не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

2 1.«Русская Правда» первый свод законов на Руси 2. Родовая месть в Древней Руси 3. Вира за убийство 4. Размер штрафа за различные проступки 5. Имущество и здоровье План 6. Испытание железом и водой 8. Деньги на Руси 9. Дружина князя 7. Кто такие смерды, наймиты, холопы? 10. Русские богатыри 11. Полевицы 12. Житие Ильи из Мурома

3 При великом князе Ярославе Мудром Русь получила первый свод законов. Он известен под названием «Русская Правда». «Русская Правда» – первый свод законов на Руси Синоидальный список Русской Правды, 1282.

4 Этот выдающийся памятник древнерусского права сохранился в трех видах или редакциях (краткая, пространная и сокращенная) и многочисленных списках, потому что с течением времени законодательство изменялось и дополнялось. Русская правда. XV век.

5 Пространная редакция этого памятника называется: «Суд Ярославль. Правда Русская». Древнейшей редакцией является краткая «Правда», состоящая из «Правды Ярослава», «Правды Ярославичей» и некоторых других документов. Краткая редакция включена в состав «Новгородской первой летописи» в записи под 1016 годом. Марка «Русская правда» (XI-XIII вв)

6 Победив после кончины князя Владимира своего брата Святополка Окаянного, Ярослав щедро одарил участвовавших в походе новгородцев и, отпустив их по домам, «дал им Правду и Устав списав». При этом князь сказал им: «По сей грамоте ходите, якоже списав вам». И далее после слов «А се есть Правда Русская» начинаются статьи этого древнерусского свода законов. Ярослав Мудрый Н.Рерих,1941

7 Из «Русской Правды» исследователи получили множество самых разнообразных сведений о жизни, нравах, судебных порядках Древней Руси. А. Кившенко. Чтение народу Русской правды в присутствии великого князя Ярослава, 19 век

8 Изучая «Русскую Правду», историки узнают о том, какие группы людей, или сословия, существовали в Древней Руси, как они назывались и как относились друг к другу, а также чем занимались наши предки в их повседневной жизни.

9 Из «Русской Правды» можно узнать о наказаниях преступившим законы, а по тому, какие проступки наказывались особенно строго, можно судить о нравах, существовавших тогда на Руси. М. Горелик

10 «Русская Правда» показывает, что несмотря на принятие христианства родовая месть при Ярославе считалась еще законною: так сильны были древние языческие обычаи. «Русская Правда» делает лишь то ограничение, что разрешает мстить не всему роду обиженного, а только ближайшим родственникам: брату за брата, отцу за сына и племяннику за дядю. Родовая месть в Древней Руси

11 За убийство или увечье с виновного взимались штрафы. Если штраф платился князю, он назывался вирой, если штраф платился родственникам убитого головничеством. Вира за убийство Шамков А.А. Ярослав Мудрый.

12 Вира была трех видов: двойная в 80 гривен за убийство члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство свободного человека, половинная (или полувирье) в 20 гривен за убийство женщины и за тяжкие увечья. К тяжким увечьям относились: отсечение руки, ноги, носа, порча глаза. Литография Чорикова Б. А.

13 Главным наказанием во времена Ярослава Мудрого был денежный штраф, или пеня. Если осужденный не мог заплатить, его продавали в холопы. Размер штрафа за различные проступки Гривны-слитки (достоинством 1 серебряная гривна) Гривны Южной Руси

14 Одинаковая пеня в 12 гривен грозила за похищение бобра из туловища, за уничтожение полевой межи, разделяющей крестьянские хозяйства, за выбитый зуб, за вырванный клок бороды и за убийство чужого холопа. Одинаковый штраф в 3 гривны назначался за отсечение пальца и похищение охотничьего пса. Много это или мало, можно судить по тому, что конь стоил 2 гривны, вол 1 гривну и на 1 гривну можно было купить 10 овец. Киевская серебряная гривна Гривна черниговского типа

15 По «Русской Правде» особенно сильно наказывались поджигатели, грабители и конокрады. Виновные в этих преступлениях выдавались князю на «поток», то есть на изгнание, а дома их и имущество отбирались. Разбой наказывался чрезвычайно строго. Грабителя и всю его семью продавали в рабство за границу. Таким образом, увечье оценивалось дешевле, чем повреждение имущества. Имущественное право в Ярославово время охранялось очень строго. Имущество и здоровье Князь Ярослав Мудрый. А.Гергель

16 Следствие по любому делу велось очень тщательно: вызывались свидетели, выслушивались стороны, и только тогда суд выносил решение. Если свидетелей не было и дело было неясным, обвиняемых подвергали испытанию железом или водой. Испытание железом и водой Подворье удельного князя. Васнецов А.М.

17 Испытание железом состояло в том, что обвиняемый должен был произносить клятву о своей невиновности, стоя на раскаленном железе либо держа на нем пальцы. Суд во времена Русской правды И.Я.Билибин

18 При испытании водой обвиняемый должен был сделать несколько шагов в глубину реки: если он при этом робел, то проигрывал дело. Ярослав Мудрый Восковая фигура, Киев

19 Слово «деньги» на Руси появилось только в XIII веке. Это татарское слово, означающее звонкую монету. На Руси деньги имели очень любопытные названия: куны и гривны. Кунами назывались шкурки куницы. Деньги на Руси

20 а гривнами (от «грива» шея) первоначально назывались драгоценные металлические обручи шейные украшения.

  • Спасибо большое, надеюсь на хорошую оценку

    Айгуль 2019-06-25

  • работа выполнена нормально

    Дарья 2019-06-27

  • Все хорошо. Высокий процент оригинальности. Были незначительные замечания (опечатки, шрифт, текст), которые можно исправить и самим.

    Инесса 2019-07-03

Во времена правления князя Ивана III в русских землях наблюдается преодоление феодальной раздробленности с одновременным созданием единого Русского государства. Происходит усиление власти князя, растет и влияние боярства. На этом фоне формируется мощный государственный аппарат централизованного управления. Поэтому возникает объективная потребность в принятии качественно нового нормативного правового акта, который отвечал бы действительности того времени.

Во времена феодальной раздробленности для каждого княжества было характерно свое законодательство, базировавшееся, главным образом, на положениях Русской Правды. Однако при этом в отдельных землях происходило редактирование данного документа, дополнялся он и новыми нормами. Нередко законодательство разных княжеств было неодинаковым и даже содержало противоречия. Поэтому необходимо было создание единой законодательной системы. Можно предполагать, что идея утверждения нового сборника пришла с территории Османской империи, поскольку в Европе общий законодательный акт еще не был создан.

В Судебнике содержались нормы, регулирующие отношения собственности и определяющие статус отдельных групп населения в городской и сельской местности. В нем было введено ограничение права крестьян на переход от одного собственника к другому. Ранее переход осуществлялся после окончания полевых работ – если крестьянин не был удовлетворен жизнью у одного владельца, то он мог перейти к другому. Об этом говорили древние обычаи.

Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2023 году

Свод законов древней Руси назывался… как?

«Русская Правда» — нормативно-правовой документ Древней Руси, сборник всех законов и правовых норм, существовавших в 10-11-м вв.

«Русская Правда» — первый нормативно-правовой документ в Древней Руси, который объединил в себе все старые нормативно-правовые акты, княжеские указы, законы и другие административные документы, издававшиеся разными инстанциями. «Русская Правда» — не только важная часть истории права в России, но и важный культурный памятник, так как она отражает быт и жизнь Древней Руси, ее традиции, принципы ведения хозяйства, а также является важным источником сведений о письменной культуре государства, которая на тот момент только зарождалась.

В состав документа входят нормы наследственного, торгового, уголовного права, а также принципы процессуального законодательства. «Русская Правда» была на тот момент главным письменным источником сведений о социальных, правовых и экономических отношениях на территории Руси.

Происхождение «Русской Правды» сегодня вызывает довольно много вопросов у ученых. Создание данного документа связывают прежде всего с именем Ярослава Мудрого — князь собрал все существовавшие на Руси правовые документы и указы и выпустил новый документ примерно в 1016-1054 гг. К сожалению, не сохранилось ни одной копии оригинала «Русской Правды», только более поздние переписи, так что точно говорить об авторе и дате создания «Русской Правды» трудно. Переписывалась «Русская Правда» несколько раз другими князьями, которые вносили в нее доработки согласно реалиям времени.

Документ существует в двух редакциях: краткой и пространной (более полной). В краткий вариант «Русской Правды» входят следующие источники:

  • Покон вирный — определение порядка кормления княжеских слуг, сборщиков виры (создана в 1020-е или 1030-е гг.);
  • Правда Ярослава (создана в 1016 г. или в 1030-е гг.);
  • Правда Ярославичей (не имеет точной даты);
  • Урок мостникам — регулирование оплаты труда строителей, мостовых, или, согласно некоторым версиям, строителей мостов (создана в 1020-е или 1030-е гг.).

Краткая редакция содержала 43 статьи и описывала новые государственные традиции, появившиеся незадолго до создания документа, а также ряд более старых законодательных норм и обычаев (в частности, правила кровной мести). Вторая часть содержала сведения о штрафах, нарушениях и пр. Правовые основы в обеих частях были построены на вполне обычном для того времени принципе — сословном. Это значило, что тяжесть преступления, мера наказания или размер штрафа зависели не столько от самого преступления, сколько от того, к какому сословию принадлежал человек, его совершивший. Кроме того, разные категории граждан обладали разными правами.

Более поздний вариант «Русской Правды» дополнен уставом Ярослава Владимировича и Владимира Мономаха, количество статей в нем составляло 121. «Русская Правда» в расширенной редакции использовалась в суде, гражданском и церковном, для определения наказания и урегулирования товарно-денежных тяжб и отношений в целом.

В целом нормы уголовного права, описанные в «Русской Правде», соответствуют нормам, принятым во многих раннегосударственных обществах того периода. По-прежнему сохраняется смертная казнь, однако существенно расширяется типология преступлений: убийство теперь делится на умышленное и неумышленное, обозначаются разные степени причинения ущерба, от намеренного до неумышленного, штрафы взимаются не по единой ставке, а в зависимости от тяжести проступка. Стоит отметить, что «Русская Правда» описывает штрафы сразу в нескольких валютах для удобства процесса судопроизводства на разных территориях.

Первый свод законов на Руси

В Судебнике 1497 года определение преступления отличалось от того, что давалось в Русской правде. Если раньше преступником считался тот, кто нанёс «обиду», то новый документ ввёл принципиально иное понятие — «лихое дело». К этой категории относились деяния, совершённые одним лицом или группой, направленные против установленного порядка, то есть нарушающие волю государя. Примеры, что могло быть причислено к «лихим делам»:

Гражданскому праву в Судебнике 1497 г. была отведена значительная часть. Документ ввёл понятие права собственности, однако он не регламентировал и не раскрыл всех нюансов. В качестве имущества, принадлежащего подданным, упоминается земля. Её выдавали за отличную службу. Также говорится о других видах собственности, но не раскрывается, каковы юридические последствия, наступающие при совершении сделок, и не устанавливается порядок купли-продажи и передачи во временное пользование. Особым видом владения землями признаётся поместье.

С Судебника началось официальное закрепощение крестьян. Это явление называют вторым изданием крепостничества. Отныне крестьяне могли переходить от одного феодала к другому только в Юрьев день, который отмечался 26 ноября. Дата была выбрана неслучайно: в конце ноября завершались полевые работы, а новый сельскохозяйственный цикл в это время ещё не начинался.

Общий свод законов был нужен для того, чтобы легче было управлять государством. При руководстве народными обычаями и «неписаным законом» часто возникала путаница, принимались несправедливые решения, поскольку суд часто бывал субъективным. Ещё одна причина принятия – необходимость замены устаревшей кровной мести «европейскими» методами наказания: системой штрафов, то есть материального возмещения ущерба.

Ярослав Мудрый и его наследники собрали в общем сборнике имевшиеся на тот момент устные и письменные правовые нормы регулирования жизни граждан молодой Киевской Руси.

Виды нарушений закона

Методы урегулирования

Совершение убийства

Наказание было различным. Судьи при определении меры наказания должны были руководствоваться не соображениями о тяжести совершенного преступления, а брать за основу принадлежность убийцы и убитого к определённому сословию. Тот, кто по происхождению своему относился к знати, получал более мягкое наказание. Если жертва являлась знатным человеком, преступник был обязан уплатить в казну 80 гривен. Если это был простой свободный человек – 40 гривен. За убийство женщины полагался штраф (вира) в 20 гривен. Лишение жизни холопа каралось вирой в 6 гривен.

Побои

Существовала классификация побоев, за те, что признавались сильными (с подтверждёнными синяками и увечьями), полагалась вира в 3 гривны, плюс оплата лечения пострадавшего. Альтернативой была кровная месть (это понятие было ещё не полностью изжито).

Кража

Кража, совершённая свободным человеком, каралась штрафом в пользу князя. Часть денег преступник отдавал пострадавшему.

Если кражу совершал холоп (который не обладал имущественными правами), штраф за него платил феодал. Мера наказания холопа определялась его хозяином, причём она могла быть абсолютно любой, вплоть до убийства – закон ничем не ограничивал господина.

Поджог двора и гумна – основного имущества, без которого человек превращался в нищего

Мера наказания – «поток и разграбление», что означало физическое уничтожение преступника и полное разорение его семьи.

В «Русской Правде» уделялось большое внимание преступлениям против имущества, против личных прав. Впервые были разделены умышленное убийство и убийство в процессе ссоры, за них предусматривались разные наказания. Особо тщательно охранялось имущество князя.

РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ

ЗАКОН РУССКИЙ

1. Если человек убьет человека, то мстит брат за (убийство) брата, сын за отца или двоюродный брат, или племянник со стороны сестры; если не будет никого, кто бы отомстил, положить 40 гривен за убитого; если (убитый) будет русин, гридин, купчина, ябедник, мечник или же изгой и словенин, то положить за него 40 гривен.

2. Если кто-либо будет избит до крови или до синяков, то не искать этому человеку свидетелей; если же на нем не будет никаких следов (побоев), то пусть придут свидетели; если же не может (привести свидетелей), то делу конец; если же за себя не может мстить, то пусть возьмет себе с виновного 3 гривны вознаграждения потерпевшему да еще плату лекарю.

3. Если же кто кого ударит батогом, жердью, пястью, чашей, рогом или мечом плашмя, то (платить) 12 гривен; если его не настигнут, то он платит, и на этом дело кончается.

4. Если (кто-либо) ударит мечом, не вынув его (из ножен), или рукоятью, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

5. Если же (кто-либо) ударит (мечом) по руке и отвалится рука или отсохнет, то (платить) 40 гривен.

6. Если нога останется цела, (но) если начнет хромать, тогда пусть смиряют (виноватого) домочадцы (раненого).

7. Если же (кто) отсечет (кому-либо) какой-нибудь палец, то (платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

8. А за (выдернутый) ус (платить) 12 гривен, а за клок бороды – 12 гривен.

9. Если же кто обнажит меч, но не ударит (им), то он положит гривну.

10. Если же человек пихнет человека от себя или к себе то (платить) 3 гривны, если выставит двух свидетелей; но если (побитый) будет варяг или колбяг, то (пусть сам) идет к присяге.

11. Если же челядин скроется у варяга или у колбяга, а его в течение трех дней не вернут (прежнему господину), то опознав его на третий день, ему (т. е. прежнему господину) взять своего челядина, а (укрывателю платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

12. Если кто поедет на чужом коне, без спросу, то платить 3 гривны.

13. Если кто возьмет чужого коня, оружие или одежду, а (хозяин) опознает (их) в своем миру, то пусть он возьмет свое, а (вору платить) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

14. Если кто опознает (свою вещь у кого-либо), то нельзя ему ее взять, говоря (при этом) «мое»; но пусть скажет: «Пойди на свод (выясним), где взял ее»; если (тот) не пойдет, то пусть (выставит) поручника, (что явится на свод) не позднее пяти дней.

15. Если где-нибудь (кто) взыщет с кого-либо остальное, а тот начнет запираться, то итти ему (с ответчиком) на свод перед 12 человеками; и если окажется, что злонамеренно не отдавал (предмет иска), то (за искомую вещь) следует (заплатить) ему (т. е. потерпевшему) деньгами и (сверх того) 3 гривны вознаграждения потерпевшему.

16. Если кто, опознав своего (пропавшего) челядина, захочет его взять, то отвести (его) к тому, у кого он был куплен, а тот отправляется ко второму (перекупщику), и когда дойдут до третьего, то пусть скажет ему: «Ты мне отдай своего челядина, а своих денег ищи при свидетеле».

17. Если холоп ударит свободного человека и убежит в хоромы, а господин не захочет его выдать, то господину холопа забрать себе и заплатить за него 12 гривен; а после того, если где-либо найдет холопа побитый им человек, пусть его убьет.

18. А если (кто) сломает копье, щит или (испортит) одежду и захочет их оставить у себя, то (хозяину) получить (за это компенсацию) деньгами; если же, что-нибудь сломав, попытается (сломанное) возвратить, то заплатить ему деньгами, сколько (хозяин) дал при покупке этой вещи.

Закон, установленный для Русской земли, когда собрались Изяслав, Всеволод, Святослав, Коснячко Перенег(?), Никифор Киевлянин, Чудин Микула.

19. Если убьют дворецкого, мстя за (нанесенную им) обиду, то убийце платить за него 80 гривен, а людям (платить) не нужно: а (за убийство) княжеского подъездного (платить) 80 гривен.

20. А если убьют дворецкого в разбое, а убийцу (люди) не будут искать, то виру платит вервь, в которой найден труп убитого.

21. Если убьют дворецкого (за кражею) в доме или (за кражею) лошади или за кражею коровы, то пусть убьют (его), как собаку. Такое же установление (действует) и при убийстве тиуна.

22. А за (убитого) княжеского тиуна (платить) 80 гривен.

23. А за (убийство) старшего конюшего при стаде (платить) 80 гривен, как постановил Изяслав, когда дорогобужцы убили его конюха.

Читайте также:  Сколько Процентов Алименты на 1 Ребенка в Беларуси в 2023 Году

24. А за убийство (княжеского) старосты, ведавшего селами или пашнями, (платить) 12 гривен.

25. А за (убийство) княжеского рядовича (платить) 5 гривен.

26. А за (убийство) смерда или за (убийство) холопа (платить) 5 гривен.

27. Если (убита) раба-кормилица или дядька-воспитатель, (то платить) 12 (гривен).

28. А за княжеского коня, если он с тавром (платить) 3 гривны, а за смердьего – 2 гривны, за кобылу – 60 резан, а за вола – гривну, за корову – 40 резан, а (за) трехлетку – 15 кун, за двухлетку – полгривны, за теленка – 5 резан, за ягненка – ногата, за барана – ногата.

29. А если (кто-либо) уведет чужого холопа или рабу, (то) он платит 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

30. Если же придет избитый до крови или до синяков человек, то не искать ему свидетелей.

31. А если (кто-либо) украдет коня или волов или (обокрадет) дом, да при этом крал их один, то платить ему гривну (33 гривны) и тридцать резан; если воров будет 18 (? даже 10), то (платить каждому) по три гривны и по 30 резан платить людям (? княжеским).

32. А если подожгут княжескую борть или выдернут (из нее) пчелы, (то платить) 3 гривны.

33. Если без княжеского распоряжения будут истязать смерда, (то платить) 3 гривны за обиду; а за (истязание) огнищанина, тиуна и мечника – 12 гривен.

34. А если (кто-либо) перепашет межу или уничтожит межевой знак на дереве, то (платить) 12 гривен вознаграждения потерпевшему.

35. А если (кто-либо) украдет ладью, то за ладью платить 30 резан, а штрафа 60 резан.

36. А за голубя и за курицу (платить) 9 кун, а за утку, за журавля и за лебедя – 30 резан; а штрафа 60 резан.

37. А если украдут чужого пса, ястреба или сокола, то (платить) вознаграждения потерпевшему 3 гривны.

38. Если убьют вора на своем дворе или в доме или у хлеба, то так тому и быть; если же додержали (его) до рассвета, то отвести его на княжеский двор; а если же (его) убьют и люди видели (его) связанным, то платить за него.

39. Если украдут сено, то (платить) 9 кун; а за дрова 9 кун.

40. Если украдут овцу, козу или свинью, притом одну овцу украли 10 (человек), то пусть положат по 60 резан штрафа (каждый); а задержавшему (вора платить) 10 резан.

41. А из гривны мечнику (полагается) куна, а в десятину 15 кун, а князю 3 гривны; а из 12 гривен – задержавшему вора 70 кун, а в десятину 2 гривны, а князю 10 гривен.

42. А вот установление для вирника; вирнику (следует) взять в неделю 7 ведер солоду, а также барана или полтуши мяса или две ногаты; а в среду резану или сыры; также в пятницу, а хлеба и пшена (взять) сколько могут поесть; а кур (брать) по две в день; поставить 4 коня и кормить их досыта; а вирнику (платить) 60 (?8) гривен, 10 резан и 12 веверин; а при въезде гривну; если же потребуется во время поста (ему) рыбы, то взять за рыбу 7 резан; итого всех денег 15 кун; а хлеба (давать), сколько могут съесть; пусть вирники соберут виру в течение недели. Вот таково распоряжение Ярослава.

43. А вот подати (установленные для) строителей мостов; если построят мост, то взять за работу ногату и от каждого пролета моста ногата; если же починили несколько досок старого моста – 3, 4 или 5, то брать столько же.

Ответы на сканворды и кроссворды

Русская правда — свод законов, самая известная достопримечательность древнерусского княжеского законодательства, регламентировала внутренние государственные отношения Киевской Руси . Известно более 100 списков Русской правды, которые принято делить на три редакции: краткую, расширенную и сокращенную.

При правлении князя Ярослава в стране наступил долгожданный мир и появился первый письменный свод законов, который носил название «правда Ярослава» или «Русская правда Ярослава Мудрого».

В состав суда, помимо великокняжеского наместника, входили «лучшие люди» — представители местной аристократии.
Представленные законодательные нормы позволяют составить достаточно полное представление о традициях и укладе жизни всех слоев населения русской земли. Кроме того, «Русская правда» стала одним из самых первых нормативно-правовых документов, который использовался в качестве основного общегосударственного судебника.

Постановления об убийстве

Наличие статей об убийстве можно объяснить напряжённой обстановкой, в которой принимались законы Ярослава: постоянное состояние войны со своим отцом и братом, бесчинства дружины варягов в Новгороде и бунт в городе расшатывали порядок в княжестве и приводили к многочисленным преступлениям, в том числе, к убийствам. Законы Ярослава сохранили ранее существовавший обычай кровной мести за убийство и за нанесение человеку побоев или увечья, но теперь месть ограничивалась кругом ближайших родственников: «Кто убьёт человека, тому родственники убитого мстят за смерть смертью». Право мести за убитого или покалеченного родственника допускалось родным братьям, сыновьям, отцу, а также дядьям и племянникам; все прочие не имели права кровной мести. Ограничение круга людей, имевших такое право, было большим шагом вперёд по совершенствованию правовой системы – без подобного ограничения месть могла длиться бесконечно долго. Чинить расправу самовольно закон запрещал; право мести вступало в силу только по приговору княжеского суда. В случае отсутствия близкой родни у убитого или покалеченного обвиняемый должен был заплатить княжескому двору виру (штраф). За убийство свободного человека полагалось заплатить в казну 40 гривен.

Условное название древнерусского правового сборника, который сохранился только в списках (копиях) XIII—XV веков и более позднего времени. Аналогична многочисленным ранним европейским правовым сборникам, например, «Салической правде» — сборнику законодательных актов Франкского государства. Также известны Рипуарская и Бургундская правды, составленные в V—VI вв. н. э., и др. К Варварским правдам относятся и англосаксонские судебники, а также ирландский, алеманский, басарский и некоторые другие юридические сборники. Название этих сборников законов «Правды» — спорно. В латинских источниках Lex Salica — Салический закон. Вопрос о времени происхождения её древнейшей части в науке спорен. Некоторые историки относят его даже к VII в. Однако большинство современных исследователей связывают Древнейшую Правду с именем киевского князя Ярослава Мудрого. Примерный период ее создания 1019—1054 гг. Нормы Русской Правды были постепенно кодифицированы киевскими князьями на основе устного родового права, с включением моментов скандинавского и византийского права, а также церковного влияния. Как полагает И.В. Петров, Русская правда «явилась конечным кодифицированным результатом эволюции Древнерусского права», прошедшего несколько этапов в своем развитии. [6]

Уголовное право «Русской Правды»

Осложнённые наказания за наиболее тяжкие преступления: за разбой, поджог и конокрадство преступник подвергался не определенной денежной пене в пользу князя, а потере всего имущества с лишением свободы.

Княжеские пени и частные вознаграждения представляют в Русской Правде целую систему; они высчитывались на гривны кун. За убийство взималась денежная пеня в пользу князя, называвшаяся вирой, и вознаграждение в пользу родственников убитого, называвшееся головничеством. Вира была троякая: двойная в 80 гривен кун за убийство княжего мужа или члена старшей княжеской дружины, простая в 40 гривен за убийство простого свободного человека, половинная или полувирье в 20 гривен за убийство женщины и тяжкие увечья, за отсечение руки, ноги, носа, за порчу глаза. Головничество было гораздо разнообразнее, смотря по общественному значению убитого. Так, головничество за убийство княжего мужа равнялось двойной вире, головничество за свободного крестьянина 5 гривнам. За все прочие преступные деяния закон наказывал продажею в пользу князя и уроком за обиду в пользу потерпевшего.

Соборное уложение 1649 года — причины принятия, общая характеристика и значение

Штрафы с момента приёма нового сборника законов на Руси стали применяться в качестве основного вида наказания. Преступления делились на уголовные и гражданско-административного характера. Наказанием за уголовные преступления являлась вира (слово взято с немецкого). За преступления имущественного характера взимался урок. Часть денег изымалась в пользу князя, олицетворявшего верховную власть (государство), часть выплачивалась пострадавшему лицу или его представителям.

Важен следующий момент: по «Русской Правде» можно проследить за делением общества на сословия. Это деление стало очень чётким. Выделяются:

  • князь;
  • знатные люди (дружинники, мелкие князья);
  • свободные люди (ремесленники, землепашцы, торговцы);
  • холопы.

Наказание за преступление зависит от того, представитель какого сословия совершил преступление и представитель какого – пострадал. Закон охраняет высшую прослойку населения, в руках которой сосредоточены имущество и власть.

  • Династия Рюриковичей
  • Князь Рюрик
  • Князь Олег Вещий
  • Установление полюдья
  • Князь Игорь Рюрикович
  • Княгиня Ольга
  • Князь Святослав Игоревич
  • Князь Ярополк Святославович
  • Князь Владимир Святославович
  • Язычество в Древней Руси
  • Крещение Руси
  • Оброк и барщина
  • Образование древнерусского государства
  • Особенности политического строя Древней Руси
  • Восточные славяне
  • Борьба с кочевниками
  • Печенеги
  • Хазары и Хазарский каганат
  • Половцы
  • Древляне
  • Вече в Древнерусском государстве
  • Материальная и духовная культура Киевской Руси
  • Период феодальной раздробленности
  • Киевская Русь в 11 веке
  • Междоусобные войны
  • Князь Святополк Окаянный
  • Князь Ярослав Мудрый
  • Любечский съезд
  • Русская Правда
  • Строительство Московского Кремля
  • Князь Изяслав Ярославич
  • Князь Всеслав Брячиславич
  • Князь Святослав Ярославич
  • Князь Всеволод Ярославич

Правда Ярослава – первая часть Русской правды, создание которой было начато Ярославом Мудрым в 1016 году, где были прописаны основные положения относительно кровной мести, избиений и краж.

Кровная месть – обычай на Древней Руси, согласно которому семья убитого имела право на «ответное» убийство члена семьи убийцы.

Лествичный порядок престолонаследия – система передачи власти в Древнерусском государстве, согласно которой престол передавался от отца к старшему представителю рода.

Правда Ярославичей – вторая часть Русской правды, созданная при детях Ярослава Мудрого, в которой отменялась кровная месть и заменялась на виру, а также были прописаны некоторые положения насчёт избиений и краж.

Устав Владимира Мономаха – третья и завершающая часть Русской правды, созданная при Владимире Всеволодовиче Мономахе в начале XII века, в которой были прописаны основные положения относительно долгов, ростовщичества и облегчения положения низших слоев населения.

Ростовщичество – предоставление денежных займов, в результате выплаты процентов по которым кредиторы получают большое, часто аморальное, количество средств.

Люди – полностью свободное население Древней Руси.

Смерды – полузависимое население Древнерусского государства, находящееся в определенной зависимости от другого человека.

Закупы – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег («купу»).

Рядовичи – смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор и станут свободны только по выполнению или истечению срока договора.

Ряд – название договора в Древнерусском государстве.

Челядь – бывшие военнопленные, которые были переведены в категорию холопов.

Долговые холопы – бывшие смерды, которые не выполнили договор или не выплатили долг, посему были переведены из категории полузависимого в полностью зависимого населения.

Огнищанин – управляющий вотчиной, а также ближайший советник представителей высшего сословия.

Тиун – управляющий вотчиной.

Вотчина – земельное держание, передаваемое по наследству.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *