- Льготы

Объединение ПФР и ФСС: что будет с отчётностью и взносами

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объединение ПФР и ФСС: что будет с отчётностью и взносами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

ПФР и ФСС работают более 30 лет. Их задача — обеспечение граждан социальными мерами поддержки. Это пенсии, выплаты нуждающимся семьям и другие пособия. Но заявителям приходилось часто обращаться в оба фонда по очереди.

С 2023 года будет установлена единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов, а также единый тариф страховых взносов.

Единый тариф страховых взносов будет включать взносы на:

  • обязательное пенсионное страхование;
  • обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • обязательное медицинское страхование.

Отметим, что в настоящее время для взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование установлены самостоятельные предельные величины. В 2022 году применяются следующие показатели:

  • 1 565 000 руб. – для взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • 1 032 000 руб. – для взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Предельная величина для взносов на обязательное медицинское страхование не установлена.

В 2023 году единая предельная величина для страховых взносов будет определяться как предельная база для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для 2022 года (1 565 000 руб.), проиндексированная на рост средней заработной платы в РФ.

В дальнейшем ежегодно данный показатель будет индексироваться также с учетом роста средней заработной платы.

Единый тариф будет установлен в следующем размере:

  • 30 % – в пределах единой предельной величины базы для страховых взносов;
  • 15,1 % – сверх установленной предельной величины.

Иностранные работники

С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.

Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.

Например, пенсию по инвалидности назначают специалисты ПФР, а за техническими средствами реабилитации необходимо идти в соцзащиту. Северяне-пенсионеры получают компенсацию за проезд в отпуск из средств ПФР, а за проезд к месту лечения — из ФСС.

Постепенная масштабная цифровизация госуслуг и переход на проактивный режим назначения пособий ситуацию немного выправили. Но проблема разрозненности осталась.

Объединение фондов обсуждалось еще с 2018 года, а 20 мая 2022 года пакет законопроектов по созданию Единого фонда был внесен правительством в Госдуму.

Поправок много: придется корректировать Трудовой кодекс, Налоговый, Бюджетный и т. д. Учредителем нового фонда станет правительство, а координировать работу фонда будет наблюдательный совет с участием представителей Совета Федерации, Думы, профсоюзов и работодателей.

Подведём краткие итоги по объединению внебюджетных фондов.

  • С 2023 года фонды ПФР и ФСС объединяются в единый Социальный Фонд России. Это структурная реорганизация, но её должны учитывать все организации и индивидуальные предприниматели.
  • Из-за объединения фондов вводятся новые отчётные формы и сроки перечисления страховых взносов за работников. Исключение — взносы на профзаболевания и травматизм, их администрирование будет происходить в прежнем порядке, в соответствии с законом от 24.07.1998 № 125-ФЗ.
  • Платежи за разные виды страхования работников (пенсионные, медицинские, социальные ВНиМ) будут входить в единый тариф взносов. При этом принцип расчёта не изменится: до достижения предельной базы работодатели будут перечислять 30% от выплат работникам, а после достижения — 15,1%.
  • Вместо разных баз для исчисления страховых взносов (на пенсионное и социальное страхование) устанавливается единая база. В 2023 год её размер составит 1 917 000 рублей.
  • Для работодателей из категории субъектов МСП ничего не изменится, новая единая предельная база для расчёта взносов в отношении них не применяется. Как и прежде, они будут платить 30% с выплат в пределах МРОТ и 15% с суммы свыше минимальной зарплаты.

Проактивное назначение выплат

Наряду с расширением полномочий, Социальный фонд продолжит работу по автоматизации процессов назначения выплат. Сегодня ряд выплат назначают в проактивном формате. Например, пенсии и отдельные соцвыплаты инвалидам. Проактивно устанавливают федеральную социальную доплату к пенсии и пенсию по старости, если предпенсионер не может трудоустроиться через центр занятости.

Родителям детей сегодня не нужно никуда обращаться, чтобы оформить материнский капитал: сертификат направят автоматически после появления ребенка в семье на основании сведений ЗАГС.

В проактивном режиме также реализованы многие перерасчеты и повышения выплат. Например, установление более высокой пенсии при достижении 80 лет или при установлении более тяжелой группы инвалидности.

При этом оформление многих выплат уже автоматизировано, и для их получения достаточно только заявления. В большинстве случаев его можно подать дистанционно через свой электронный кабинет. Это, например, относится к назначению страховой пенсии по старости – основной пенсии в России. С 2022 года для ее назначения во многих случаях даже не нужно заполнять заявление – достаточно просто подтвердить через личный кабинет имеющиеся данные о стаже и пенсионных коэффициентах и дать свое согласие. После чего пенсия будет назначена в течение нескольких часов.

Читайте также:  Какие выплаты в 2023 положены при рождении третьего ребенка в Алтайском крае

В перспективе граждане смогут получать еще больше услуг СФР онлайн через электронные сервисы, а также новые проактивные услуги. Уже подготовлены предложения по дальнейшему развитию такого подхода. Например, о беззаявительном назначении детям пенсии по случаю потери кормильца. Аналогично планируется повышать пенсии за работу на Севере и в сельском хозяйстве – чтобы надбавка к пенсии устанавливалась сразу после того, как у пенсионера появился соответствующий стаж, без обращения.

Подобный формат существенно сократит срок получения выплат: их можно будет оформить по единому запросу или совсем без него.

В чем суть реформы внебюджетных фондов

С 1 января 2023 года все функции двух фондов: ФСС и ПФР возьмет на себя Единый социальный фонд России.

Сейчас плательщики взносов взаимодействуют с тремя ведомствами:

  1. Налоговая служба. В ФНС уплачиваются страховые отчисления на пенсионное, медицинское и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ). Сюда же необходимо представлять единый расчет по этим взносам.

  2. Пенсионный фонд. Занимается вопросами начисления пенсии по старости, инвалидности, также в ПФР работодатели обязаны представлять формы персонифицированного учета по каждому работнику.

  3. Социальное страхование. Выплачивает часть больничных и все социальные пособия. В ФСС перечисляются взносы на травматизм за работников и представляется отчетность по ним.

После слияния ПФР и ФСС взносы будут перечисляться одним платежом, отчитываться по ним предстоит в налоговую и Единый соцфонд. Это же ведомство будет отвечать за назначение страховых выплат — как пенсионных, так и социальных.

Что изменится для бизнеса:

  1. Работодатели за работников и ИП за себя смогут платить взносы одной суммой по единому тарифу. После получения платежа казначейство самостоятельно будет разносить необходимые суммы по разным бюджетным направлениям.

  2. Изменится состав и сроки отправки отчетности для работодателей. Действующие отчеты по взносам и персонифицированному учету объединят, останется только две формы.

  3. Разрозненные территориальные отделения пенсионного и социального фонда будут работать в режиме одного окна. То есть сдать отчетность, получить консультацию, провести сверку по всем видам взносов можно будет в офисе Единого социального фонда. Возможно, из-за слияния некоторые действующие отделения ПФР и ФСС будут закрыты.

  4. Базы по пенсионному, медицинскому и социальному страхованию тоже объединяются. Кроме того, планируется внедрение единого сайта нового ведомства.

Что изменится в кадровом делопроизводстве

1. Поскольку с 2023 года за работников по договорам ГПХ необходимо уплачивать дополнительные взносы, нужно будет внести эту информацию в бланки договора подряда.

2. Иностранцы без статуса временно пребывающего высококвалифицированного работника теперь включены в систему обязательного медицинского страхования и при трудоустройстве не должны предъявлять полис ДМС.

3. Работодатели не обязаны будут выдавать справку уволившемуся работнику о начисленных доходах и страховых, если он устраивается на новую работу.

Эти сведения будут в базе Соцфонда. Пока не ясно, нужно ли будет новому работодателю подавать запрос в фонд, чтобы узнать сколько сотрудник получал с начала года на предыдущем месте работы, или сведения будут отправляться работнику автоматически в электронном виде после увольнения.

Данные о выплатах и начисленных взносах работника с начала года необходимы работодателю, чтобы рассчитать больничные и определить, вписывается ли его доход в предельную базу по страховым отчислениям или нет.

4. С 2023 года нужно выплачивать больничные за первые три дня болезни подрядчикам по гражданским договорам. Если подрядчик работает по нескольким контрактам, то за выплатой пособия по болезни за первые три дня может обратится к любому из работодателей.

В связи с этим, нужно разработать бланк заявления на выплату больничных для таких работников, с указанием, что к другим работодателям за пособием он не обращался.

Почему объединили ПФР и Фонд соцстрахования в Социальный фонд России (СФР)?

По словам управляющего ПФР по Новосибирской области, объединение фондов позволит гражданам быстрее и удобнее обращаться сразу за несколькими мерами поддержки. Объединение ПФР и ФСС позволит сократить сроки ожидания выплат.

«Существует немало ситуаций, когда человеку для получения полного объема социальной помощи необходимо обращаться и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования, – говорит Александр Терепа. – Пенсия по инвалидности, например, выплачивается ПФР, а средства реабилитации выдаются ФСС. Пособие по уходу за детьми до 1,5 лет работающие мамы получают в ФСС, а материнский капитал – в ПФР. Для распоряжения набором социальных услуг нужно подавать заявление и в Пенсионный фонд, и в Фонд социального страхования: в ПФР – о получении денежной компенсации услуг, в ФСС – о получении непосредственно самих услуг, например путевки в санаторий. Благодаря объединению все услуги по линии ПФР и ФСС можно будет получить в одном месте в рамках «одного окна», что позволит существенно упростить порядок получения выплат».

Что делать будущему пенсионеру, если в ПФР «потерян» его трудовой стаж?

Заказав выписку, гражданин может увидеть, что какой-то период работы не отражен в ИЛС. Недостоверная информация может появиться по двум причинам.

Первая — ошибка в программе ПФР.

Например, в 2019 году на сайтах разных региональных отделений ПФР возникали сообщения о проблемах с отражением стажа для расчета пенсии. У некоторых граждан исчез стаж работы за 2017-2018 гг. Сотрудники ПФР объясняли это техническим сбоем и обещали, что данные будут восстановлены.

Вторая ситуация — ошибки работодателя.

Некоторые компании передают недостоверные данные в ПФР. Кроме того, работодатель может не в полном объеме перечислять взносы за работника в ПФР.

Особого внимания заслуживают и сведения о трудовом стаже, которые были до периода регистрации в системе обязательного страхования. Тогда, в течение ряда лет, с 2002-2005 гг. всеми территориальными отделениями ПФР проводилась компания по сбору информации о трудовом стаже работников по состоянию на 31.12.2001 г.

Читайте также:  Процедура аренды земли у муниципалитета

Но, как заявляют сотрудники ПФР, есть застрахованные лица, которые не представили данную информацию. А, значит, на ИЛС сведений о стаже работы, нет.

Если в такой ситуации оказался будущий пенсионер, то ему нужно обратиться в территориальное отделение ПФР и документально подтвердить «потерянные» периоды работы. Ведь до момента получения СНИЛС, сведения о трудовой деятельности подсчитывались на основании трудовой книжки.

В качестве подтверждающих документов могут быть:

  • трудовая книжка;
  • письменные трудовые договоры;
  • выписки из приказов приема на работу;
  • ведомости на выплату заработной платы.

Как показывает практика, если запись в трудовой книжке сделана с ошибками, сотрудники ПФР не засчитают их в страховой стаж. Тогда будущий пенсионер должен принести иные доказательства своей трудовой деятельности либо исправить запись в трудовой книжке у бывшего работодателя.

«В Татарстане будут работать 62 единых офиса Социального фонда России»

Что изменится в работе ПФР и ФСС Татарстана после их слияния в 2023 году?

С 1 января 2023 года за всеми видами полагающейся социальной поддержки люди будут обращаться в созданный из ПФР и ФСС Социальный фонд России (СФР). Слияние двух фондов – это, по большому счету, переход на единую цифровую платформу. В этой системе будут отражаться все особенности жизненной ситуации человека — пенсионные права или статус многодетной мамы, ветерана труда. Специалисты Фонда автоматически получат информацию о том, кто на что претендует, и смогут направлять ее гражданам в рамках проактивного информирования.

Сколько клиентских служб будет в регионе? Расскажите об их работе.

Все лучшие практики обслуживания, наработанные годами, сохранятся в единых клиентских службах, как и география их присутствия. Люди смогут обращаться по всем привычным адресам клиентских офисов ПФР и некоторых офисов ФСС. Всего единых офисов Социального фонда России по Республике Татарстан будет 62. Их адреса можно посмотреть на официальном сайте ПФР. Офисы оснащены всем необходимым для обслуживания, включая функциональные зоны ожидания, приема, информирования, а также цифровую зону с терминалом самообслуживания. Посетители могут воспользоваться им, пока ждут приема к специалисту, а иногда даже самостоятельно получить услугу, за которой обратились. Администратор зала при необходимости поможет в этом.

Как защитить свою пенсию от ошибок после закрытия ПФР с 1 января 2023 года

Согласно закону, все общественно значимые выплаты, в том числе и пенсии, будут выплачиваться Социальным фондом в полном размере, но при этом изменится порядок их перечисления. Если раньше работодатель перечислял за каждого работника 22 процента в ПФР, 2,95 процента в ФСС и 5,1 процента в фонд медицинского страхования, то с сегодняшнего дня будет единый платеж 30 процентов. Это позволит избежать лишних банковских комиссий и упростит отчетность и контроль со стороны проверяющих структур.

В числе новаций стоит отметить возможность самозанятым платить за себя добровольные взносы, а также получать пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам. Новый подход к начислениям заставит работодателей и самозанятых платить полные взносы, что сократит количество оплаты труда по серой схеме. Даже для тех, кто нанят по договору ГПХ, появляется гарантия выплат больничных и пособий по беременности и уходу за ребенком, не достигшим полуторалетнего возраста (закреплено в отдельном законе, принятом Государственной думой).

По словам экспертов, если возникли проблемы с получением пенсий и пособий, нужно обращаться на горячую линию, либо написать заявление на портале Государственных услуг.

С 2023 года база для расчета страховых взносов будет единой

С 01.01.2023 вступил в силу новый пункт 5.1 статьи 421 НК РФ (Федеральный закон от 14.07.2022 № 239-ФЗ). Согласно поправкам, для всех взносов (на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование (ОПС, ОМС, ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) устанавливается единая предельная величина базы для расчета. Она определяется с учетом размера средней заработной платы в РФ, определенного на соответствующий год, увеличенного в 12 раз, и применяемого к нему коэффициента 2,3 (Федеральный закон от 21.11.2022 № 443-ФЗ). Постановлением от 25.11.2022 № 2143 Правительство РФ определило единую предельную величину базы для исчисления страховых взносов с 01.01.2023 в размере 1 917 000 руб.

В зависимости от того, превышен или нет предельный размер базы, зависит тариф страховых взносов. Однако в пункте 5.1 статьи 421 НК РФ закреплено, что это не распространяется на случаи уплаты взносов по доптарифам (ст. 428 НК РФ); взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников угольной промышленности (ст. 429 НК РФ).

Порядок определения базы по взносам на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (на травматизм) в 2023 году не меняется.

Индексация государственной пенсии в 2022 году

Пенсионные выплаты из бюджета ПФ РФ повышаются ежегодно. Коэффициент увеличения рассчитывается на основании инфляции и роста индекса потребительских цен. Одновременно с увеличением социальных пенсионных выплат всегда происходит корректировка государственных пенсий на тот же коэффициент. В апреле 2022 года его размер 1,07.

То есть пенсионеры могут уже сейчас произвести примерный расчет размера выплат, которые они будут получать с апреля. Для этого сумму, которая была получена в марте нужно умножить на коэффициент 1,07. Например, минимальный размер пенсионных выплат участникам ВОВ с I группой инвалидности в марте 2022 года составлял 14586,76 рубля. Индексируем: 14586,76 х 1,07 = 15607,83 рубля. То есть получаем увеличение на 1021,07 рублей.

Корректировка пенсионных выплат по всем группам будет производиться автоматически с 1 апреля. Гражданам не нужно обращаться заявлением или передавать документы на пересчет выплат.

Читайте также:  Как жителям Ленобласти оформить льготный проезд в Петербурге?

Распределение по должностям

К примеру, распределение зарплаты по различным должностям можно посмотреть в следующей таблице:

Должность Оклад до указа и процент премии Новый оклад
Специалист 1 разряда 2200 ₽, а также 2,5% от оклада – это премия 12400 ₽, где 0,9 от оклада – это премия
Специалист эксперт 2600 ₽, а также 2,5% от оклада- премия 14600 ₽, где 0,9 от оклада- это премия
Заместитель министра 5600 ₽, а также 10,5% от оклада – это премия 31 000 ₽, где 3,5 от оклада – это премия.

Как видно, теперь основной доход госслужащих будет приходиться именно на оклад, на не на получение премии.

Стоит обратить внимание ,что государственные служащие, которые работают на федеральный аппарат, могут рассчитывать на повышение доплат за особые условия работы. В частности, для младшей группы должностей повышение будет находиться на уровне 20% от оклада, для старшей группы должностей – от 30%, для ведущей группы – 40%, а главной группы – от 50%.

Также будут проиндексированы оклады за классные чины. К примеру, референт 3 класса будет в 2023 году получать порядка 9500 рублей, а советник 2 класса – 12 300 рублей.

Министр финансов анонсировал повышение зарплаты госслужащим в 2022 году

— Можно ли сейчас понять, где действительно нужны сокращения?

— Давайте разбираться.

В регионах мы имеем дело с тремя разными категориями служащих — служащие территориальных органов исполнительной власти, служащие субъекта федерации, то есть региональных органов госвласти, и, наконец, муниципальные служащие. По этим категориям нужен отдельный анализ.

Нынешние объявленные сокращения все-таки относятся к федеральным органам власти, но если отвечать на ваш вопрос, то в принципе, исходя из моих наблюдений последних лет, как-то решилась проблема в налоговых инспекциях. Там пришли к оптимальной численности тех сотрудников, которые работают с посетителями, ну и у ФНС развиваются формы электронных взаимодействий.

Но с регионалами и муниципалами, картина, если честно сказать, непонятная. Возьмем отделы социальной защиты населения — какая-то часть их функций ушла в те же МФЦ, но как это отразилось на численности подразделений соцзащиты, непонятно.

А что с местными и региональными чиновниками?

— Россия по Конституции — федеративное государство, а субъекты федерации являются государственными образованиями, которые в рамках законодательства являются, в общем-то, самостоятельными в пределах своих полномочий — в тех же вопросах распределения и контроля бюджетных средств.

Конечно, прокуратура контролирует законность действий любых организаций, будь то федеральные, региональные или муниципальные органы власти. Но федеральные контрольно-надзорные органы законность действий нефедеральных органов могут проверять достаточно ограниченно. Если речь идет о полномочиях субъекта, то тут дело самого субъекта, и контроль — это дело самого субъекта.

Что касается контроля эффективности работы чиновников, то это, конечно, слабое место в системе госуправления. Хотя Счетная палата еще с конца нулевых годов ставила вопрос о том, что она должна контролировать не только соответствие бюджетных ассигнований целевому назначению, но и эффективность их использования, с этим до сих пор много проблем, в том числе и в регионах. Проблем много в том числе потому, что критерии эффективности работы чиновников выработать очень трудно.

Отсутствие методик определения эффективности работы чиновников — это на самом деле общемировая проблема. Даже в коммерческих структурах так называемые KPI — это предмет больших и постоянных споров о том, какими они должны быть, насколько эффективны эти показатели, и доходит даже до вопроса — а нужны ли они вообще? Это очень непростой вопрос.

Правительство одобрило уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных на «совершенствование системы материальной мотивации федеральных госслужащих в связи с переносом сроков проведения мероприятий», отмечается в пояснительной записке к проекту федерального бюджета. В 2021 году они должны сократиться на 96,4 млрд руб., а в 2022-м — на 99,32 млрд руб. Но в 2023 году, наоборот, вырасти на 99,1 млрд руб. по сравнению с 2022 годом.

Проводить такую реформу без дополнительного финансирования будет просто неэффективно, поэтому было принято решение перенести сроки ее проведения, полагает старший научный сотрудник лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин. Принцип оптимизации процессов, сокращения штата с одновременным увеличением зарплат для оставшихся сотрудников с успехом применяется в коммерческой сфере, международная практика показывает, что он эффективен и для госуправления, добавил он.

Одновременно правительство отказалось от проведения ежегодной индексации окладов госслужащих в следующем году (в 2022 и 2023 годах предполагается вернуться к стандартному повышению). Власти не в первый раз прибегают к пропуску ежегодного повышения зарплат чиновников в качестве меры обеспечения сбалансированности бюджета: индексация для госслужащих приостанавливалась на период 2014–2017 годов после кризиса 2014 года. Затем в течение трех лет с 1 октября зарплаты чиновников ежегодно увеличивали на уровень инфляции за предыдущий год.

Средняя зарплата госслужащих в центральных аппаратах федеральных органов власти в 2018 году достигла 126,6 тыс. руб. Данные за 2019-й Росстат до сих пор не представил, но если увеличить их на уровень фактической инфляции за прошлый год (4,3%), то средняя зарплата федеральных чиновников могла вырасти до 132 тыс. руб. в месяц.

Самыми высокооплачиваемыми федеральными чиновниками в 2018 году стали сотрудники аппарата правительства (240,4 тыс. руб. в 2018 году) и администрации президента (236,7 тыс. руб.). Среди министерств и ведомств самыми высокооплачиваемыми оказались сотрудники Федерального казначейства (159 тыс. руб.). Далее следуют МИД — 151,1 тыс. руб., МЧС — 145 тыс. руб., Федеральная налоговая служба (ФНС) — 144,8 тыс. руб. и Минфин — 139 тыс. руб.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *