- Таможенное право

Особенности бухгалтерского учета субсидий

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности бухгалтерского учета субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

С 2022 года бухгалтеры проводят операции по-новому. К примеру, на подстатье КОСГУ 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» следует отражать выбытие денежных средств при недостаче, хищении, отзыве лицензии у банка. Провести операцию необходимо в день признания требования о возмещении ущерба или в день поступления денег в счет погашения долга.

Что изменили в 2022 году

С 01.01.2022 по КОСГУ 250 бюджетники разделяют операции текущего и капитального характера. Операции текущего характера учитывают по подстатьям 251, 252, 253. Операции капитального характера поводят по новым кодам:

  • 254 — перечисление средств в другие бюджеты;
  • 255 — перечисление средств наднациональным организациям, правительствам иностранных государств;
  • 256 — перечисление средств международным государствам.

Пакет документов для получения субсидии

Процедура взаимодействия органа-учредителя и подведомственного учреждения, претендующего на субсидию, должна быть прописана более детально.

Первый этап – подача учреждением пакета документов, на основании которого орган-учредитель будет принимать решение (пп. «а» п. 4 Общих требований). В комплект необходимо включить пояснительную записку, где учреждение здравоохранения должно обосновать необходимость выделения из бюджета средств на ту или иную цель. Приложить потребуется и расчет суммы субсидии (в том числе предварительную смету на выполнение работ или оказание услуг, проведение мероприятий, приобретение движимого имущества), предложения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), статистические данные.

Помимо пояснительной записки в зависимости от цели предоставления субсидии в пакет документов, в частности, войдут:

  • перечень объектов, подлежащих ремонту, акт их обследования и дефектная ведомость, предварительная смета расходов;

  • программа мероприятий (конференций, симпозиумов и др.);

  • информация о планируемом к приобретению имуществе.

Новый порядок формирования КБК

Вступает в силу Приказ Минфина России от 17.05.2022 № 75н, которым установлены перечни КБК на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов. Приказ содержит 95 перечней КБК. При этом отличия от перечней на 2022 год незначительные.

В числе важных изменений законодательства – введение в действие новой бюджетной классификации. С 1 января 2023 г. признается утратившим силу Порядок, который был утвержден Приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н, и вместо него вступает в силу Порядок формирования и применения КБК, утвержденный Приказом Минфина России от 24.05.2022 № 82н.

Внимание

Коды видов (групп, подгрупп, элементов) расходов классификации расходов бюджетов приведены в приложении 3 к Порядку № 82н.

Учреждения бюджетного и автономного типа начнут использовать КВР 246 в целях отнесения расходов на закупки для создания, развития, использования государственных информационных систем. Учреждения регионального и муниципального уровней вправе использовать этот код, только если такое решение примет финансовый орган. А федеральные ‒ в соответствии с прямой нормой п. 53.2.4.6 Порядка № 82н.

Расширяется применение КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». Теперь по нему будут отражаться в том числе расходы на оплату энергосервисных договоров, в которых цену установили как процент стоимости сэкономленных энергоресурсов (п. 53.2.4.7 Порядка № 82н).

Об этих и других изменениях Минфин рассказал в системном Письме от 25.08.2022 № 02-05-11/83179. Наглядно увидеть, что изменилось в части элементов вида расходов, можно в подготовленной финансовым ведомством в сопоставительной таблице изменений видов расходов классификации расходов бюджетов, применяемых в 2022 году, к применяемым в 2023 году и плановом периоде 2024 и 2025 годов.

Переход на ЭДО в бухгалтерском учете

С 1 января 2023 г. все без исключения учреждения бюджетной сферы должны перейти на применение электронных первичных учетных документов и электронных регистров бухгалтерского учета. Порядок применения унифицированных форм электронных первичных учетных документов, электронных регистров бухгалтерского учета утвержден Приказом Минфина России от 15.04.2021 № 61н (далее ‒ Приказ № 61н).

Методические рекомендации по переходу на применение в 2022 году унифицированных форм электронных документов Минфин России довел в Письме от 01.12.2021 № 02-07-07/98091.

В течение 2022 года в два этапа к Приказу № 61н были добавлены новые унифицированные формы электронных первичных документов и регистры бухгалтерского учета.

Читайте также:  В Беларуси с 1 июля изменится система расчета суммы алиментов

С 16.08.2022 введено восемь форм электронных документов Приказом Минфина России от 28.06.2022 № 100н. С 2023 года в обязательном порядке новые документы применяют федеральные учреждения и госорганы, которые передали учет Федеральному казначейству. Для остальных учреждений обязанность использовать наступает с 2024 года. На бумажном носителе сейчас можно применять всем учреждениям.

Как быть, если у учреждения нет технической возможности формировать и хранить первичные документы и регистры в электронном виде? Учреждения, не перешедшие на применение Приказа № 61н, вправе формировать электронные документы на бумажном носителе и подписывать собственноручно. Однако отсутствие организационно-технической возможности необходимо подтвердить. Об этом сказано в п. 6 Методических указаний, п. 2.3 разд. 2 Методических рекомендаций, Письме Казначейства России от 15.02.2022 № 07-04-05/08-3153.

Внимание

Если учреждение не перейдет на электронный документооборот с 1 января 2023 г., административная ответственность не установлена. Условие: применяете формы первичных учетных документов из Приказа № 61н на бумаге.

Кому и на что предоставляется

Целевая субсидия направляется организациям, функционирующим на государственной основе, из бюджета Российской Федерации или региональных органов. Данная мера государственной поддержки фактически предоставляется организациям (юридическим лицам), работающим на бюджетной основе. А также автономным учреждениям (статья 145 Бюджетного кодекса), которые подтверждают обоснованность запроса денежных средств на цели, актуальные для предприятия, необходимые для повышения его показателей, восстановления платежеспособности.

Такими целями являются:

  • проведение ремонтных работ капитального характера в зданиях, находящихся в собственности учреждения, разработка сметы, проекта;
  • возмещение затрат, произведенных вследствие стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций;
  • формирование основных фондов, требующее затрат больше 2 миллионов рублей, включая обустройство территории;
  • компенсация затрат на коммунальные услуги зданий предприятия (отопление, водоснабжение, водоотведение, электроэнергия), при накоплении задолженностей;
  • обеспечение выполнения государственного задания.

Изменение порядка выдачи субсидий на иные цели обусловлено принятием Общих требований[1]. В них установлены единые для всех органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей, правила, которые должны быть учтены при доработке нормативных актов на местах.

Нужно успеть до 1 января 2021 года: федеральные органы исполнительной власти обязаны привести свои порядки в соответствие Общим требованиям, а органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления это сделать рекомендуется.

С названной даты вступают в силу и сами Общие требования, принятые во исполнение норм абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (поправки внесены Федеральным законом от 27.12.2021 № 479-ФЗ). А значит, отношения бюджетных (автономных) учреждений, получающих целевые субсидии, и органов-учредителей будут дополнительно регламентироваться на общефедеральном уровне.

Что представляет собой новая система регулирования, покажем на схеме.

Порядок расчета субсидии

Порядок расчета размера целевой субсидии и (или) сам ее размер органу-учредителю тоже нужно будет устанавливать в своем правовом акте. Как сказано в пп. «г» п. 4 Общих требований, данный акт должен содержать информацию, обосновывающую размер субсидии (формулы расчета, порядок их применения), а также указание на источник ее получения. Расчет не понадобится применять лишь в случаях, когда размер субсидии определен законом (решением) о бюджете, решениями Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Сейчас порядок расчета субсидии кое-где приводится, а вот формулы расчета — редкость.

В частности, в Ростовской области (см. сноску 4 к настоящей статье) прописали такой порядок в отношении каждой цели субсидии. Однако ее размер во многих случаях рассчитывается исходя из потребности в этих расходах, определенной на основании заявок учреждений, и в пределах средств, предусмотренных для регионального минздрава законом о бюджете. Хотя в данном документе встречаются и формулы. Так, размер субсидии на обеспечение доноров бесплатным питанием (выплату денежной компенсации) высчитывается на основании планируемого количества доноров из расчета 5% действующей на дату сдачи крови величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в регионе.

Другой подход использовали в Свердловской области — порядок расчета объема целевой субсидии утвердили отдельным нормативным актом[6]. В нем приведены три основных метода расчета:

  • плановый метод — расчет производится в соответствии с показателями, указанными в нормативных правовых актах, областных целевых программах, принятых в установленном порядке, договорах (соглашениях), заключенных субъектом РФ (от его имени);
  • метод индексации — объем бюджетных ассигнований текущего (отчетного) финансового года умножается на сводный индекс потребительских цен;
  • нормативный метод — расчет осуществляется на основании условных расчетных нормативов, а также нормативов, утвержденных соответствующими правовыми актами.

Таким образом, по новым правилам размер субсидии будет рассчитываться и обосновываться на двух этапах. Сначала это нужно сделать учреждению — путем представления в составе заявки финансово-экономического обоснования и подтверждающих документов. А потом орган-учредитель должен рассчитать окончательную сумму посредством применения утвержденных методов расчета или формул.

Налогообложение субсидий

Учет госпомощи при расчете налога на прибыль зависит от признания дотации целевым финансированием в целях налогообложения прибыли (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Так, по коммерческим компаниям целевыми признаются субсидии, направленные, например, для финансирования капремонта многоквартирных домов и общего имущества в них. Подобные дотации компания вправе не включать в состав облагаемых доходов, но при соблюдении обязательных условий, как то:

  • ведение раздельного учета доходов и расходов по целевым операциям;
  • использование субсидированных средств на означенные цели.
Читайте также:  Как правильно уволить директора ООО

Учет целевых субсидий в бюджетном учреждении

Дата публикации 15.02.2019

В 2018 году субсидия на иные цели поступала по аналитической группе подвида доходов бюджетов 180 КДБ и подстатье 183 КОСГУ. С 2019 года можно ли принимать ее на аналитическую группу подвида доходов бюджетов 180 КДБ и подстатье 189 КОСГУ или необходимо использовать подстатьи 152, 162 КОСГУ? Тогда какой код КДБ применять?

С 1 января 2019 года в соответствии с приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н действует новый порядок применения статей, подстатей КОСГУ (далее — Порядок № 209н). Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации утвержден приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н (далее — Порядок № 132н).

В соответствии с прямой нормой п. 12.1.7 Порядка № 132н доходы от субсидии на иные цели относятся на статью 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов.

Доходы учреждений, получаемые из бюджетов, от субсидии на иные цели текущего характера, отражаются по подстатье 152 «Поступления текущего характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (п. 9.5.2 Порядка № 209н).

Доходы учреждений, получаемые из бюджетов, от субсидии на иные цели капитального характера, отражаются по подстатье 162 «Поступления капитального характера бюджетным и автономным учреждениям от сектора государственного управления» КОСГУ (п. 9.6.2 Порядка № 209н).

Таким образом, с 2019 года поступление субсидий на иные цели отражается по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 152 либо 162 КОСГУ в зависимости от того, на текущие или капитальные цели она направлена.

Отнесение в 2019 году субсидии на иные цели на подстатью 189 КОСГУ противоречит законодательству.

Как рассчитываются субсидии ЖКХ

Субсидии ЖКХ предоставляются тем, кто тратит на оплату коммуналки больше нормы.

Доля допустимых расходов — более 22% от общего семейного бюджета.

Однако в регионах норму снижают: в Санкт-Петербурге — 14% от дохода, а в Москве — 10%.

Льготы и субсидии получают граждане, снимающие жилье у государства или физического лица по договору, а также члены жилищных кооперативов и собственники недвижимости.

Сумма субсидий определяется сотрудниками социальной защиты по формуле:

РС = РСС × КЧС – МДС × ДРКР

  • РС — размер субсидии;
  • РСС — региональный стандарт стоимости ЖКУ;
  • КЧС — количество человек в семье;
  • МДС — месячный доход семьи;
  • ДРКР — доля расходов на коммуналку в регионе.

Малоимущей семье к формуле нужно добавить поправочный коэффициент. Он рассчитывается по формуле:

ПК = СДС / ПМС

  • ПК — поправочный коэффициент;
  • СДС — среднедушевой доход семьи;
  • ПМС — прожиточный минимум семьи.

Как учесть региональную субсидию на возмещение капитальных вложений

Порядок бухгалтерского учета государственных субсидий определен ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».

Согласно п. 5 ПБУ 13/2000 организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету при наличии следующих условий:

— имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;

— имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

Принятие к бухгалтерскому учету бюджетных средств отражается как возникновение целевого финансирования и задолженности по этим средствам (п. 7 ПБУ 13/2000). Согласно Инструкции по применению Плана счетов для отражения бюджетного целевого финансирования применяется счет 86 «Целевое финансирование».

В рассматриваемой ситуации субсидия предоставлена из регионального бюджета на возмещение уже произведенных организацией затрат. Следовательно, условия для ее получения уже выполнены. Поэтому сразу при получении решения органа власти субъекта РФ о выдаче субсидии можно сделать проводку:

Дебет 76 Кредит 86

— приняты к учету бюджетные средства, отражена задолженность регионального бюджета по субсидии.

Согласно п. 8 ПБУ 13/2000 бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. Одновременно по внеоборотным активам, приобретенным за счет бюджетных средств и подлежащим согласно действующим правилам амортизации, в общем порядке начисляются амортизационные отчисления.

Суммы бюджетных средств на финансирование капитальных расходов списываются со счета учета целевого финансирования на систематической основе, а именно на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих согласно действующим правилам амортизации. При этом целевое финансирование учитывается в качестве доходов будущих периодов при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию с последующим отнесением в течение срока полезного использования объектов внеоборотных активов в размере начисленной амортизации на финансовые результаты организации как прочие доходы (п. 9 ПБУ 13/2000).

Читайте также:  Налог на дачный участок: особенности исчисления

В силу п. 10 ПБУ 13/2000 бюджетные средства на финансирование расходов, понесенных организацией в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации в виде прочих доходов.

Целевые субсидии: учитываем по-новому

Для определения объема целевой субсидии учреждение направляет в Минспорт заявку на получение целевой субсидии, содержащую расчет и финансово-экономическое обоснование размера целевой субсидии.

Расчеты (обоснования) целевой субсидии формируются учреждением с учетом требований, установленных нормативными правовыми актами, требованиями технических регламентов, положениями стандартов, сводами правил, порядками и правоустанавливающими документами в зависимости от цели субсидии (п. 4 Порядка № 59). Целевая субсидия предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Минспортом и учреждением.

Типовая форма такого соглашения утверждена Приказом Минфина РФ от 31.10.2016 № 197н.

Операции с целевыми субсидиями учитываются на отдельном лицевом счете, открываемом учреждению в органе Федерального казначейства (п. 5 Порядка № 59). Не использованные в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет.

Какие бюджетные учреждения не уплачивают налог на прибыль

Объект обложения налогом на прибыль появляется в бюджетном предприятии лишь тогда, когда оно осуществляет коммерческую деятельность. Соответственно, если бюджетная организация занимается исключительно выполнением заданий государственных и муниципальных ведомств за счет средств субсидирования и соответствующих бюджетов, результаты ее работы не подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

К доходам не относятся следующие категории денежных поступлений (соответственно, не облагаются налогом на прибыль):

  • доходы в виде имущества, оплаченного заранее (не учитывается у тех, кто пользуется методом начисления),
  • доходы в виде имущества, предоставляемого в качестве залога по исполнению каких-либо обязательств,
  • бесплатная помощь, признаваемая безвозмездной при оказании ее иностранными государствами,
  • доходы в виде имущества от государственных или муниципальных предприятий,
  • выданные гранты,
  • целевые поступления (денежные средства из бюджетов любого уровня и от физических лиц для осуществления основной деятельность бюджетного учреждения),
  • пожертвования в любой форме,
  • прочие поступления, перечисленные в ст. 251 Налогового кодекса.

К неучитываемым при обложении налогом на прибыль расходам относятся:

  • дивиденды, начисленные после уплаты налогов (включая налог на прибыль),
  • взносы в уставный капитал других организаций,
  • наложенные на учреждение штрафы и пени за нарушение налоговых обязательств,
  • добровольно совершенные членские взносы в общественные организации,
  • дарение имущества физическим и юридическим лицам,
  • деньги, отданные в профсоюзы,
  • прочие затраты, перечисленные в ст. 270 Налогового кодекса.

Типичные ошибки при расчете

Ошибка №1. Бюджетное предприятие определяет сумма дохода с учетом НДС, налога с продаж и акцизов.

Доходы от реализации товаров, выполненных работ и оказанных услуг, доходы от реализации имущественных прав и внереализационные доходы бюджетных учреждений определяются в порядке, установленном ст. 249 Налогового кодекса РФ (без учета НДС, акцизов, налога с продаж).

Ошибка №2. Некоторые расходы бюджетного учреждения, которые не имеют отношение к предпринимательской деятельности и должны были быть профинансированы из средств целевого финансирования, были покрыты за счет предпринимательской деятельности того же предприятия.

Направлять средства на покрытие затрат бюджетного учреждения, которые должны быть покрыты из средств целевого финансирования, разрешается только из чистой прибыли от коммерческой деятельности (после выявления финансовых результатов и уплаты налога на прибыль).

Правила предоставления субсидий некоммерческим организациям в 2023 году

Финансовая помощь оказывается некоммерческим организациям в 2023 году при обязательном выполнении следующих условий:

  • разработке и утверждении программы, предусматривающей проведение мероприятий для обеспечения выполнения целей, ради которых организуется субсидирование НКО, с организацией контроля исполнения этих мер;
  • своевременной выплате налогов, сборов и прочих платежей, исключающих образование задолженности у НКО;
  • наличия финансовых обязательств у некоммерческой организации на текущий финансовый год по оплате труда привлеченных сотрудников, распределения общехозяйственных расходов;
  • отсутствия рисков для дальнейшей деятельности НКО в виде вероятности процедуры банкротства и приостановки работы;
  • обеспечения полного анализа расходования средств с распределением операций по отдельным позициям.

Программа мероприятий для выполнения некоммерческой организацией целей субсидирования, предполагает включение следующих пунктов:

  • описания направлений работы и поставленных задач НКО;
  • перечня отдельных действий по каждому вопросу с указанием объемов средств, которые предстоит расходовать;
  • количественных показателей, для оценивания результатов выполнения поставленных задач некоммерческой организацией.

Организаторами конкурса оценивается выполнение подателями заявок поставленных условий и возможность включения НКО в данный отбор.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *