- Таможенное право

Сколько стоит приватизация земли

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сколько стоит приватизация земли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Жители МКД становятся полноправными собственниками участка, а значит, они получают дополнительные возможности распорядиться своей общей землей. Права собственности на землю, по словам юристов, опрошенных редакцией «РБК-Недвижимости», не ограничиваются. Собственники вправе принять решение даже о строительстве на участке в установленном законом порядке либо передаче части участка в аренду, поясняют они.

На каком основании земля принадлежит собственникам

Если территория поставлена на кадастровый учет и сформирована до вступления в силу Жилищного кодекса (то есть до 01.03.2005), то владельцы квартир в многоквартирном доме считаются ее собственниками со дня вступления в силу этого кодекса, рассказал «РБК-Недвижимости» представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (Росреестр).

Если же участок сформирован и занесен в кадастр после принятия кодекса, то право совместной собственности появляется в силу закона «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Данные положения были неоднократно подтверждены судами, а также министерствами и ведомствами России, добавил он.

«В силу закона о государственной регистрации недвижимости доказательством существования права на недвижимое имущество является государственная регистрация такого права в Едином государственном реестре недвижимости», — рассказали юристы, опрошенные «РБК-Недвижимостью». По их словам, для того чтобы это право собственности на землю являлось официальным, его необходимо оформить и внести соответствующие данные в государственный реестр.

Однако оформить землю под многоквартирным домом в Москве непросто и часто возможно только через суд, отмечают юристы. Основными проблемами они называют то, что на кадастровой карте столицы под многими домами не сформирован земельный участок, часто его границы не определены.

Согласно действующему законодательству (№ 189-ФЗ от 29.12.2004) формированием земельных участков, на которых расположен многоквартирный жилой дом, занимаются органы государственной власти или местного самоуправления. В Москве таким уполномоченным органом является департамент городского имущества, который в рамках своих полномочий утверждает границы участка на кадастровой карте территории, если участок размежеван.

Какие документы нужны

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации прав на земельный участок под многоквартирным домом, установлен Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и иными нормативными правовыми актами:

  • заявление о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • документ, удостоверяющий личность заявителя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности (при представлении заявления посредством личного обращения);
  • решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом;
  • документы о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (межевой план и т. д.);
  • решение (протокол) общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме;
  • правоустанавливающие документы, подтверждающие наличие прав собственников помещений в многоквартирном доме, возникших до 31 января 1998 года (если на момент представления документов на государственную регистрацию права общей долевой собственности на объекты недвижимости помещений в многоквартирном доме в ЕГРН отсутствуют записи о государственной регистрации наличия прав указанных собственников);

Законодательные основы

Вопрос приватизации земли под МКД имеет основательную законодательную базу, регламентирующую все важные детали, касающиеся процедуры. Это:

  • Указ Президента № 2284, описывающий программу целиком.
  • Жилищный кодекс, статья 36 – в ней закрепляется право собственников помещений МКД на его общее имущество – а участок также следует относить именно к нему.
  • Гражданский кодекс, статья 273, подчёркивающая, что приобретающий жилую площадь получает вместе с ней также и права собственности на земельный участок, занятый жильём и требующийся, чтобы использовать его.
  • Федеральный закон № 122 – в нём регламентируются вопросы, связанные с государственной регистрацией.
  • Федеральный закон № 189, статья 16 – указывает, что земельный участок при МКД должен перейти в общую долевую собственность после его формирования.

Помимо перечисленных, законодательное регулирование осуществляется также и посредством иных официальных документов – их немало, и все перечислять мы не будем.

Пошаговая инструкция приватизации

Оформление в собственность территории, прилегающей к МКД, производится по следующему алгоритму:

  1. Проведение общего собрания собственников многоквартирного дома, к которому прилегает земельный участок. Мероприятие считается действительным только при условии, что в нем участвовало более 50% собственников всех помещений, расположенных в МКД, а сама приватизация возможна при поддержке более половины присутствующих.
  2. По результатам проведенного собрания оформляется протокол, отражающий повестку и окончательное решение, а также утверждается лицо, которое будет действовать от имени всех владельцев.
  3. Далее происходит подача заявления установленного образца в комитет земельных ресурсов.
  4. Проведение процедуры межевания земельного участка, прилегающего к МКД, компетентной организацией.
  5. Получение паспорта объекта и постановка прилегающей к многоквартирному дому территории на кадастровый учет.
  6. Регистрация права собственности в Росреестре.
  7. Получение Свидетельства, подтверждающего право собственности на прилегающий земельный участок.
Читайте также:  Госдума может установить минимальный размер алиментов на детей

ВАЖНО
Для успешного проведения приватизации придомовой территории многоквартирного дома необходимо тщательно проверять правильность заполнения документов на всех этапах процедуры, поскольку наличие ошибок и неточностей значительно затянет оформление.

Межевание придомовой территории в МКД перед приватизацией – обязательная процедура, позволяющая установить четкие границы участка, расположенного возле одного или нескольких строений. Как правило, инициаторами мероприятия выступают местные власти, однако, при отсутствии финансирования, данная обязанность возлагается на собственников помещений, расположенных в многоквартирном доме.

Процедура межевания состоит из нескольких этапов:

  1. Проведение общего собрания жильцов, результатом которого становится голосование.
  2. Обращение в органы местного самоуправления для уточнения границ территории.
  3. Изготовление проекта компетентной организацией.
  4. Утверждение готовой проектной документации собственниками МКД на общем собрании.
  5. Обращение к кадастровому специалисту для изготовления межевого плана.
  6. Регистрация земельного участка в Едином государственном реестре.

✅ Нужно ли и зачем приватизировать участок под многоквартирным домом?

Переоформление придомовой территории малоэтажных многоквартирных домов означает перевод земли в распоряжение участников долевой собственности. Чтобы составить общую картину, рассмотрим плюсы и минусы процедуры.

Преимущества Недостатки
Создание инфраструктуры

Вместо невыгодных жильцам ТЦ, магазинов, баров, ночных клубов и платных стоянок можно создать парковую площадь, бесплатную стоянку, детскую площадку, спортивную зону, место для гаражей и т.д.

Налоги

Основной недостаток владения землей под многоквартирным домом – обязанность платить поземельный налог. Сумма определяется в соответствии со ст. 392 НК РФ. Кроме того, если земля сдаётся в коммерческую аренду, собственники обязаны уплачивать налог на прибыль. Оплата происходит ежегодно после получения квитанций от уполномоченного налогового органа.

Защита земли

Неприватизированная земля принадлежит муниципалитету – власти могут в любое время изъять участок для своих нужд. Перевод в собственность придомовой территории защитит землю от принудительного изъятия органами местного самоуправления. Ну а если изъятие неминуемо, жильцы получат обязательную денежную компенсацию от муниципалитета.

Штрафы

Ненадлежащая эксплуатация приватизированной придомовой территории может привести к санкциям со стороны администрации. Обычно это выражается в виде штрафов. Например, за несвоевременную уборку снега или за организацию неположенной парковки для автомобилей.

Коммерческий интерес

Иногда участок под домом имеет выгодное местоположение, чем привлекает разного рода предпринимателей. Владельцы долевого имущества на землю могут договориться друг с другом и сдать такую землю в коммерческую аренду. Это отличная возможность застроить территорию инфраструктурой для района, и одновременно получить прибыль от коммерческой аренды.

В наибольшей степени «Дачная амнистия», касается как раз земельных участков, которые с советских времен носят названия «дача». Те самые «пять соток» в садоводческом товариществе, которые росли, как грибы, вокруг городов, начиная с 70-х годов.

Земля выделялась и оформлялась сразу «большим куском» — на СНТ (садоводческое некоммерческое товарищество) или ДНТ (дачное некоммерческое товарищество). А затем уже нарезалась небольшими участками для каждого члена сообщества.

Формальным хозяином земли являлся не человек, пользующийся своей дачей, а структура – товарищество садоводов и дачников. То есть, дачника в любой момент могли «попросить» из товарищества, хотя, справедливости ради, надо сказать, что такие случаи происходили довольно редко. ФЗ№ 93 разрешил оформлять такие участки в личную собственность.

Процедура оформления приватизации участка, принадлежащего СНТ, сложнее, чем индивидуального. Члену садоводческого товарищества вначале следует обратиться с заявлением к его председателю и направить соответствующую заявку в органы местной власти. Только после того, как заявка будет одобрена, можно приступать к процедуре регистрации земли на свое имя.

Если же дача была выделена гражданину лично, порядок оформления будет общим – прямо в Росреестре. В этом случае действует упрощенный порядок регистрации, предусмотренный ФЗ№ 93, и если есть возможность желательно воспользоваться им. Стоимость оформления складывается из оплаты следующих действий:

Наименование

Стоимость

Межевание территории

От 10 000 рублей

Государственная пошлина за приватизацию земельного участка

Согласно процедуре «Дачной амнистии» — 350 рублей, в остальных случаях – 2000 рублей

Выписка из ЕГРН

300 рублей

Приватизация участка земли под многоквартирным домом – приобретение права собственности на конкретный участок земли, который находится рядом с недвижимым строением. При этом всё это (земля, строение) является собственностью государства.

Условием, при котором лицо (жилец многоквартирного дома) может приватизировать земельный участок, является определенный промежуток времени, на протяжении которого жилец его эксплуатировал.

Информация!

Приватизация придомовой территории многоквартирного дома выгодна не только для собственников жилья, но и для властей, которые получают налог и ведут учет собственности и придомовых территорий.

Признание государством факта возникновения прав собственника жилого или нежилого помещения многоквартирного дома, включая право долевой собственности на общедомовое имущество, землю удостоверяет государственная регистрация.

Нужно заметить, что они лишены возможности выделения своей доли. У них возникает частная собственность с ограниченным пользованием землей.

Читайте также:  Передача машины лицу без прав и ДТП с летальным исходом

Государственная регистрация прав на землю под многоквартирным домом как неотделимой его части проводится сообразно следующим нормативам.

Статья Описание
Статьи 36 его указаниями закреплено право на землю, которая находится под МКД в качестве коллективной собственности

Можно ли приватизировать землю под многоквартирным домом

В соответствии со ст.36 ЖК РФ, участок земли под многоквартирным домом принадлежит на праве долевой собственности всем жильцам, в соответствии с размерами их помещений. Таким образом, каждый владелец квартиры в таком доме автоматически является собственником части земельного участка. Для этого не требуется проводить никаких дополнительных действий, но только при условии, что существует кадастровый паспорт на данную территорию. Если же его нет, то сразу после оформления жильцы становятся собственниками участка без всяких дополнительных документов.

Пример: Предположим, что в доме 10 квартир одинаковой площади. В случае приватизации земельного участка под домом, каждый владелец квартиры получает 1/10 долю территории. Если кто-то станет владельцем сразу 2-х квартир в этом доме, он будет иметь право на 2/10 доли и так далее.

Есть несколько причин для отказа в оформлении земли в собственность:

  • Неуплата государственной пошлины в течение 5 дней с момента подачи документов.
  • Отсутствие каких-либо необходимых документов.
  • Наличие в предоставляемых документах ошибок.

Если же с документами все в порядке и госпошлина оплачена в срок, то отказать в приватизации участка не могут, так как это напрямую будет противоречить действующему законодательству. В самом плохом случае, если последовал отказ без четкого указания причины, можно обращаться в суд. На практике, отказы следуют лишь в очень редких случаях и только по уважительной причине так как передать землю «на баланс» собственников администрации выгодно.

Приватизация земли под многоквартирным домом, будь то малоэтажное строение с 2-3 квартирами или большой дом с сотней квартир – не самая простая задача за счет необходимости собирать жильцов и подготавливать внушительный пакет документов. Наиболее спорные вопросы на бесплатной консультации прояснят наши опытные юристы, а в рамках самой процедуры оформления они же могут выступить в качестве представителей. Это позволит значительно сократить сроки и минимизирует затраты времени клиента/клиентов.

Для вас работают БЕСПЛАТНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ! Если вы хотите решить именно вашу проблему, тогда

:

  • опишите вашу ситуацию юристу в онлайн чат;
  • напишите вопрос в форме ниже;
  • позвоните Москва и Московская область
  • позвоните Санкт-Петербург и область

В законодательстве закрепляется, что собственник недвижимого имущества, расположенного на территории, принадлежащей государству или муниципалитету – имеет возможность выкупить или арендовать земельный надел, где расположен этот объект.

Устанавливается, что на безвозмездной основе человек имеет возможность приватизировать в течение жизни лишь один участок. Остальные процедуры подобного рода проводятся платно.

Отказать в проведении рассматриваемой процедуры могут только, когда участок изымается или ограничивается в обороте. Также отказ предусматривается в ситуации, когда на этой территории планируется возведение другого объекта. Решение об отказе может быть обжаловано заявителем посредством подачи иска в судебный орган.

Окончательное решение относительно проведения приватизации должно быть озвучено заявителю не позднее двух недель с момента подачи запроса в соответствующий орган. В то же время следует отметить, что такой орган имеет правомочия отвечать на запрос в течение 2 месяцев.

КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.

Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».

Читайте также:  В Воронеже расселят 62 аварийных дома в 2023 году

По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».

С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».

Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».

С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.

Можно ли приватизировать землю под многоквартирным домом

Придомовая территория является частью общего имущества многоквартирного дома, этот постулат закреплен в ст.36 ЖК РФ. К такому земельному участку относятся:

Минимальный размер придомовой территории определяется его внешними границами, а максимальный фактически не регламентирован. Окончательные параметры фиксируются в кадастровом паспорте, а если его нет, то в техническом.

Так как земля под домом и около него является имуществом, то на нее так же распространяется действие ФЗ от 04.07.1991 года «О приватизации». Поэтому действительно, можно обратить придомовую территорию в коллективную собственность жителей многоквартирного строения.

Однако перед тем как принять решение об инициировании этой процедуры необходимо тщательно обдумать, рассмотреть все плюсы и минусы.

Фактически эти земельные участки принадлежат государству, а управление ими передано:

После приватизации управление придомовой территорией так же можно оставить у перечисленных лиц или изменить распорядителя.

Как распоряжаться этой землей?

Права и обязанности зависят от права собственности. Пока земля находится в муниципальной собственности, у жильцов ограничены возможности ей распоряжаться. В частности

Они не могут повлиять, то есть запретить, строительство рядом новых домов, магазинов или других зданий. Соответственно, уменьшается площадь, которую можно использовать для отдыха и других полезных целей.

Возможен шум, скопления посторонних людей и т. д.

Нет возможности запрета и прокладки инженерных коммуникаций, строительства дорог.

Ремонт и благоустройство проводятся не так, как хотелось бы проживающим рядом, а в соответствии с планами местных властей.

Сложнее контролировать качество уборки и затрат.

С другой стороны, жильцы в таком случае несут меньше ответственности. За реконструкцию, своевременную уборку, состояние земли, построек и зелёных насаждений отвечает муниципалитет. Он должен продумывать, выделять средства, контролировать качество исполнения и т. п.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *