- Льготы

Правовые основы несостоятельности (банкротства)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые основы несостоятельности (банкротства)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

В общем смысле термин несостоятельность субъектов предпринимательской деятельности трактуется как бедственное финансовое положение компании, ведущее к неспособности исполнять обязательства различного характера. В Законе № 127-ФЗ от 26.10.02 г. совершенно четко дается определение банкротства как признанная в судебном порядке неспособность должника удовлетворять требования кредиторов. При этом понятие несостоятельности (банкротства) имеет один юридический смысл, отождествляя друг друга.

Реестр несостоятельности – назначение

Информация о субъектах несостоятельности (банкротства) относится к открытым сведениям и размещается в публичном доступе. В связи с этим разработан специальный федеральный ресурс, где ведется ЕФРСБ (единый федеральный реестр сведений о банкротстве). Документ содержит только официальные данные обо всех банкротах, текущем состоянии процедуры, проводимых торгах. Общедоступная информация подлежит раскрытию в соответствии с законодательными требованиями стат. 28 Закона № 127-ФЗ.

Чтобы объявления о несостоятельности попали в единый реестр, необходимо подать данные уполномоченному оператору «Интерфакс». Представлять сведения вправе арбитражные управляющие или СРО управляющих. Услуга размещения является платной. Помимо публикации информации на сайте управляющий обязан направлять сведения о ходе процедуры банкротства в публичное печатное издание «Коммерсантъ». Передаваемые данные представляются в письменном виде с соблюдением требований п. 6.1 стат. 28. Для каждого из применяемых этапов банкротства установлен свой перечень обязательных сведений.

Структура федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»

Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» структурирован следующим образом:

Закон делится на главы. Например, «Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ». Всего в законе 12 глав;

Главы состоят из статей. Например, «Статья 11. Права кредиторов и уполномоченных органов». Всего в законе 233 статьи;

Статьи могут состоять из пунктов. Например, «Статья 17. Комитет кредиторов» состоит из восьми пунктов. Пункты обозначены арабскими цифрами (1., 2., 3. и т.д.). Общепринятая практика делить статью на части, а затем на пункты и подпункты, но в Законе о банкротстве статья делится именно на пункты, а не на части;

Пункты состоят из абзацев. Например, п. 3 ст. 17 состоит из семи абзацев. Абзацы цифрами или буквами не обозначаются.

Критерии банкротства предприятия

Официальное признание банкротом возможно не во всех случаях, а только при соблюдении определенных Законом № 127-ФЗ условий. Помимо обязательных оснований существуют косвенные признаки, по которым опытный руководитель уже может понять, что организация находится в кризисе. Это, прежде всего, недостаток свободных средств; низкий уровень ликвидных активов; отказ в кредитных линиях со стороны финансовых учреждений; накопление долгов по заработной плате, налогам, расчетам с контрагентами; низкая рентабельность бизнеса; жесткая конкуренция на рынке и т.д.

Но всех перечисленных базовых критериев еще недостаточно – несостоятельными могут быть признаны те должники, которые соответствуют требованиям Закона № 127-ФЗ. Эти специальные условия величины и времени задолженности перечислены в стат. 3, 6 и 33 Закона «О несостоятельности». В чем же они заключаются?

Какие изменения в закон о банкротстве можно ждать в 2023 году

16 ноября 2022 на совещании у президента России Владимира Путина Министерство экономического развития представило новации, которые оно разработало в целях совершенствования процесса упрощенного банкротства физических лиц. По итогам доклада МЭР предложения были одобрены самим президентом, членами правительством и Банком России.

Что нового нас ждет, когда поправки в закон будут приняты? Минимальную сумму, при которой возможно внесудебное банкротство, МЭР предлагает снизить с 50 тыс. до 25 тыс. рублей, максимальный же лимит долга — увеличить до 1 млн рублей.

Одновременно предложено снизить срок для прохождения повторной упрощенки: с 10 до 5 лет после признания физического лица несостоятельным. Также планируется, что подать на внесудебное списание долгов смогу граждане, с которых уже 7 и более лет ФССП удерживает суммы по исполнительным документам в счет уплаты долга, но все-таки этот долг за этот срок так и не был закрыт.

Еще более существенные преимущества по признанию банкротства правительство планирует дать социально уязвимым группам населения, для которых взыскание долгов стало бесконечной реальностью. Правительство имеет ввиду тех должников, у которых единственным источником дохода стали пособия и социальные выплаты.

Это:

  • пенсионеры,
  • инвалиды,
  • семьи с детьми,
  • беременные женщины.

Планируется, что подать заявление в МФЦ эти люди смогут уже через год после начала принудительного взыскания долгов.

С момента старта в России механизма упрощенного банкротства им воспользовалось уже порядка 12 тыс. граждан с долгами на 4,2 млрд рублей. Из этой суммы 2,8 млрд рублей уже списаны.

Читайте также:  Как выписать бывшую жену с ребенком?

Также государство рассматривает возможность подачи заявлений на банкротство через госуслуги.

Внешний управляющий в отличие от временного и административного полностью заменяет руководителя должника, поскольку к нему переходят полномочия всех органов управления юридического лица, в том числе полномочия по распоряжению имуществом, за исключением совершения крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Внешний управляющий вправе заключать такие сделки только с согласия собрания (комитета) кредиторов, если иное не предусмотрено одобренным ими планом внешнего управления (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).

Помимо этого, в случаях, если размер денежных обязательств должника, возникших после введения внешнего управления, превышает на 20% размер требований конкурсных кредиторов, сделки, влекущие за собой новые денежные обязательства должника (за исключением сделок, предусмотренных планом внешнего управления), могут совершаться также внешним управляющим только с согласия собрания (комитета) кредиторов.

Следует заметить, что предварительное согласование с собранием (комитетом) кредиторов необходимо для сделок, влекущих за собой получение или выдачу займов, поручительств или гарантий, уступку прав требований и т.д. (за исключением тех сделок, которые предусмотрены планом внешнего управления) (ст.101 Закона о банкротстве 2002 г.).

Порядок утверждения внешнего управляющего определяется общими положениями Закона о банкротстве 2002 г., касающимися порядка утверждения арбитражных управляющих.

Внешний управляющий, являясь арбитражным управляющим, обладает всеми правами и обязанностями, установленными Законом о банкротстве 2002 г. для данного участника процесса о несостоятельности. Однако наряду с этим законодатель наделяет внешнего управляющего специальными правами и обязанностями с учетом специфики внешнего управления (ст.99 Закона о банкротстве 2002 г.).

Полномочия внешнего управляющего на данном этапе можно разделить на две группы:

а) полномочия, осуществляемые внешним управляющим в качестве руководителя должника;

б) полномочия, связанные с выполнением мероприятий в рамках процедуры внешнего управления.

Кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в любой момент в ходе внешнего управления. Данные требования направляются в арбитражный суд и внешнему управляющему, а включение их в реестр требований кредиторов осуществляется на основании определения арбитражного суда. Впоследствии внешний управляющий, представитель учредителей (участников) должника, представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия и кредиторы, требования которых включены в реестр, могут предъявить свои возражения относительно требований кредиторов. Арбитражный суд обязан проверить их обоснованность и вынести определение о включении или об отказе включения указанных требований в реестр требований кредиторов (ст.100 Закона о банкротстве 2002 г.).

Помимо этого, внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника в трехмесячный срок с момента введения внешнего управления. Отказ от исполнения договора должника, заявленный внешним управляющим, по своей правовой природе является односторонним отказом от исполнения договора (ст.450 ГК РФ).

Вместе с тем возможность одностороннего отказа предусмотрена законодателем при условии, что такой отказ допускается законом или договором.

Закон о банкротстве 2002 г. (п.2 ст.102) закрепляет основания, при которых внешний управляющий может заявить отказ от исполнения договоров должника:

  • договор должен быть не исполнен сторонами полностью или частично;
  • исполнение договора повлечет убытки для должника по сравнению с аналогичными договорами, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах;
  • договор препятствует восстановлению платежеспособности должника.

Внешнему управляющему предоставляется три месяца с момента введения внешнего управления, с тем, чтобы отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника.

Одной из основных фигур в конкурсном производстве является конкурсный управляющий, который утверждается арбитражным судом при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Утверждение конкурсного управляющего осуществляется в общем порядке, предусмотренном для утверждения арбитражного управляющего в соответствии со ст.45 Закона о банкротстве 2002 г.

В научной литературе в настоящее время отмечается необходимость правовой регламентации ситуации, когда конкурсное производство вводится арбитражным судом при отсутствии соответствующего решения кредиторов.[14]

Об утверждении конкурсного управляющего арбитражный суд выносит определение, в котором указывается и размер вознаграждения управляющего. Данное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

С момента утверждения конкурсного управляющего к нему переходят все полномочия по управлению делами должника, в том числе полномочия по распоряжению имуществом должника.

Анализируя правовой статус конкурсного управляющего, следует заметить, что права и обязанности, которыми он обладает в рамках конкурсного производства, включают в себя права и обязанности, определенные уставными положениями в отношении органов управления организации-должника, а также специальные права и обязанности, установленные законом о банкротстве.

Последствия банкротства юридического лица

Официальное признание банкротом юридического лица влечет за собой исключение компании-должника из Единого госреестра (ЕГРЮЛ) с полным завершением финансово-хозяйственной деятельности. В процессе банкротства применяются действия по финансовому оздоровлению с целью реанимации компании, погашения долгов и возврата к прибыльному функционированию.

К основным последствиям признания банкротом юридического лица можно отнести:

  • Соразмерное погашение предъявленных кредиторами требований;
  • Полное списание оставшихся долгов при отсутствии средств для их погашения;
  • Ликвидацию фирмы из ЕГРЮЛ.

Понятие и признаки несостоятельности (банкротства)

Одним из оснований как добровольной, так и принудительной ликвидации юридического лица является несостоятельность (банкротство)

Читайте также:  Образец коллективной жалобы на сотрудника

Несостоятельность (банкротство) — это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признание юридического лица банкротом судом влечет его ликвидацию. В этом случае основной целью ликвидации служит справедливое распределение оставшегося имущества юридического лица между его кредиторами в рамках конкурсного производства.

Принудительное банкротство осуществляется по решению суда, добровольное — по решению самого несостоятельного (банкрота). В некоторых случаях несостоятельный должник обязан обратиться в суд с заявлением о признании несостоятельным (банкротом).

Формальные и неформальные признаки банкротства

Если говорить о коммерции в целом, изначальная задача любого предпринимателя (не имеет значения правовой статус фирмы, отраслевая сфера и масштабы деятельности) – это получение прибыли. В конечном итого, именно высокая рентабельность и прибыльность бизнеса становятся главными ориентирами предприятия. Огромную роль в успешном достижении поставленных целей финансовой стратегии играет умелое руководящее звено, то есть управленцы «у руля» организации.

Безусловно, грамотный менеджмент требует разработки кратко- и долгосрочных планов, а также последующего контроля за их исполнением. Но в дни нестабильности и периодических серьезный колебаний в экономике важно также умение вовремя среагировать на ситуацию и внести необходимые коррективы в развитие фирмы. Если руководитель сможет вовремя распознать признаки предкризисного состояния – понятно, что речь о нормативных основаниях на данном этапе пока не идет – компания получит реальные шансы на восстановление. Какие же основания относятся к прямым (формальным) и косвенным (неформальным)?

Порядок рассмотрения дела

Дело о банкротстве рассматривается в арбитражном суде. Обратиться в него с заявлением о признании субъекта деятельности несостоятельным может сам банкрот, кредиторы или уполномоченные органы.

Должник может обратиться с заявлением в судебную инстанцию, если имеются обстоятельства, подтверждающие неспособность субъекта деятельности исполнять денежные обязательства по соглашениям или выплачивать обязательные платежи.

Заинтересованность собственника связывается с тем, что при процедуре несостоятельности у него будет время для восстановления платежеспособности или он сможет погасить все долги перед кредиторами в соответствии с законодательством страны.

Федеральным законом предусматривается ряд случаев, когда обращение должника в суд с заявления является его обязанностью, а не решением:

  • Во-первых, запросы одного или нескольких кредиторов не позволяют удовлетворить в полной мере требования остальных кредиторов;
  • Во-вторых, орган управления субъекта деятельности принял решение на общем собрании об обращении в судебную инстанцию;
  • В-третьих, при взыскании имущества должника, хозяйственная деятельность станет невозможной или осложнится;
  • В-четвертых, если при ликвидации юридического лица стало известно, что у него имеются задолженности.

Если все запросы кредиторов не удается удовлетворить в полной мере, то с заявлением в суд необходимо обратиться ликвидационной комиссии. При невыполнении подобной обязанности и члены комиссии, и должник несут субсидиарную ответственность.

Подать заявление в суд могут один или сразу несколько кредиторов. Заявление будет рассматриваться, если сумма задолженности превышает 100.000 руб. Если размер долга будет меньше, то дело о банкротстве не откроется.

При принятии заявления назначается судебное заседание. Во время него осуществляется проверка обоснованности требований:

  1. Если они оказываются обоснованными, то в судебной форме вводится порядок наблюдения;
  2. Если требования оказываются необоснованными, то суд отказывает в признании должника банкротом.

В каком случае требования могут считаться необоснованными:

  • Размер долга на деле не превышает 100.000 руб.;
  • Отсутствуют все признаки, указывающие на несостоятельность субъекта;
  • На момент рассмотрения дела в заседании, требования кредиторов были удовлетворены.

Участники процедуры банкротства предприятий

В процедуре банкротства принимают непосредственное участие следующие субъекты системы банкротства:

  • арбитражный суд;

  • собственник предприятия;

  • арбитражные управляющие;

  • наемные работники;

  • инвесторы;

  • должник;

  • кредиторы;

  • органы государственной власти.

Понятие и критерии несостоятельности (банкротства)

Институт несостоятельности (банкротства) известен законодательству всех стран с рыночной экономикой. Он является эффективной мерой регулирования ситуаций, связанных с финансовыми трудностями субъектов предпринимательской деятельности. Значение института несостоятельности состоит в том, что он предоставляет возможность должнику восстановить свою платежеспособность, а в случае невозможности такого восстановления устанавливает основания и порядок исключения неплатежеспособного субъекта из гражданского оборота, при этом справедливо удовлетворяя требования кредиторов. Механизм несостоятельности способствует совершенствованию платежной системы и оздоровлению экономики.

Мировые системы несостоятельности условно дифференцируются на пять категорий: радикально прокредиторское законодательство, умеренно прокредиторское, нейтральное, умеренно продолжниковое и радикально-продолжниковое. В основу приведенной классификации положена превалирующая защита интересов должника или кредиторов.

Так, в Англии и Германии больше защищаются интересы кредиторов, в США и Франции — должников. Действующее Российское законодательство о несостоятельности оценивается как нейтральное. Столь различные подходы обусловлены различиями в правовой истории стран, особенностями политической и экономической ситуации. Однако во всем мире наметилась тенденция сохранения и защиты имущественного комплекса должника, продолжения бизнеса, а не обеспечение имущественных интересов собственников. Поэтому в законодательстве всех стран предусматриваются различные формы урегулирования долгов без ликвидации имущества должника.

В мировой практике сложился достаточно единообразный подход к определению понятия несостоятельности (банкротства). Под несостоятельностью понимается установленная судом абсолютная неплатежеспособность должника.

Читайте также:  Особенности оформления переходящего больничного листа

Следует разграничивать понятия юридической несостоятельности и фактической. Юридическая несостоятельность имеет место тогда, когда она установлена решением суда или объявлена должником в установленном законом порядке. О фактической несостоятельности можно говорить вне рамок официальной процедуры банкротства. И в том, и в другом случае должник является неплатежеспособным. Неплатежеспособность означает неспособность должника погашать требования кредиторов по мере наступления сроков их исполнения. С экономической точки зрения, как указывает Ле Хоа, понятие «неплатежеспособность» отождествляется с понятием «несостоятельность», то есть они являются синонимами1. Если субъект предпринимательской деятельности приостанавливает платежи, то это может быть связано либо с временными финансовыми трудностями — временной неплатежеспособностью, либо с невозможностью восстановить свою платежеспособность вообще -абсолютной неплатежеспособностью. При установлении судом абсолютной неплатежеспособности или добровольном объявлении об этом должником он считается несостоятельным. Таким образом, с юридической точки зрения неплатежеспособность является критерием несостоятельности.

В основе понятия несостоятельности может быть и другой критерий -неоплатность. Неоплатность предполагает, что размеры долга превышают стоимость имущества должника. М.В. Телюкина определяет критерии как систему внутренних характеристик, касающихся деятельности субъекта, а не внешних ее проявлений. В то же время внешние характеристики должника, позволяющие предположить его несостоятельность, именуются признаками несостоятельности.1 Важное уточнение понятия признаков несостоятельности, на наш взгляд, делает А.А. Дубинчин. Он отмечает, что они представляют собой приемы выражения (воплощения) в тексте правового акта критерия несостоятельности, избранного законодателем в отношении той или иной категории потенциальных банкротов2. Критерии несостоятельности иногда именуют принципами3, что, по нашему мнению, не меняет сути. Следует заметить, что в законодательстве большинства зарубежных стран используется критерий неплатежеспособности.

Более предпочтительным для предпринимателя вариантом исхода событий является реструктуризация долга. Однако это возможно лишь в том случае, если у гражданина есть достаточный доход. Его должно хватить для того, чтобы расплатиться с долгами в течение трёх лет. На время оплаты гражданин освобождается от выплат банковских процентов и пеней.

Реструктуризация – это план погашения задолженности. Когда финансовый управляющий будет понимать объём активов должника, он разработает план и представит его на собрании кредиторам. Их задача – ознакомиться с планом и одобрить его, хотя они могут на это и не пойти. Затем график направляется на одобрение суда, причём он вправе одобрить его даже в том случае, если этого не сделали кредиторы.

План реструктуризации представляет собой, по сути, график выплат. Составляется он таким образом, чтобы задолженность была погашена за 3 года. На практике реструктуризация вводится очень редко, поскольку у должника, как правило, недостаточно дохода.

Признаки несостоятельности банкротства

Неприятное слово «банкрот» имеет древнегреческие корни и дословно переводится как «сломанная скамья». «Банк» — это скамейки, которые стояли везде, где ростовщики проводили свои финансовые сделки. Если ее ломали, это означало полное денежное фиаско, откуда и произошло само понятие.

Согласно Федеральному закону РФ №127 понятие и признаки несостоятельности банкротства определены для всех юр лиц.

  1. Сумма долговых обязательств юридического лица превышает сумму в 300 тысяч рублей. В совокупном размере задолженности учитываются как просроченные обязательные платежи в бюджет, так и долги по кредитным обязательствам и другим заключенным договорам.
  2. Период невыплаты долгов перед кредиторами и государством дольше 3 месяцев.

Инициировать процесс о признании должника банкротом может как само руководство компании, так и представители государственных органов (налоговая инспекция, прокуратура, Фонд социального страхования и так далее), а также кредиторы, не получающие выплат.

В процедуре признания несостоятельности банкротства и определения признаков такового согласно принятому законодательству участвует несколько заинтересованных сторон.

  1. Неплатежеспособная компания-субъект хозяйствования.
  2. Арбитражный суд — орган законодательной власти, регулирующий отношения в сфере предпринимательства и экономики.
  3. Исполнительный орган должника — наделенный руководящими полномочиями представитель компании, отвечающий за управление.
  4. Конкурсный кредитор — организация, выдвигающая требования кредиторов, обязательства перед которыми имеет должник. Практически всегда в роли конкурсного кредитора выступают предприятия, перед которым юр лицо имеет самую большую задолженность.
  5. Кредиторы — компании, требующие удовлетворить требования по взысканию долгов.
  6. Независимый управляющий. Эту кандидатуру назначает суд, и наделяет полномочиями в зависимости от определенной стадии процедуры.

По завершении конкурсного производства предприятия долговые обязательства перед кредиторами считаются полностью удовлетворенными, а суд принимает решение о ликвидации юр лица, о чем делается соответствующая запись в Едином реестре.

На любой стадии процедуры банкротства ФЗ допускает возможность заключения мирового соглашения. Инициатива может исходить как от самого субъекта-должника, так и от одного либо нескольких его заемщиков. Мировое соглашение заключается только при согласии всех заинтересованных лиц. В процессе его составления обговаривается строгая схема исполнения долговых обязательств, формат и порядок расчетов с учетом процентов по задолженности. После подписания соглашения процесс объявления несостоятельности приостанавливается, но может быть возобновлен, при несоблюдении условий со стороны задолжавшей компании.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *