- Льготы

Сущность и содержание процесса адаптации детей в ДОУ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Сущность и содержание процесса адаптации детей в ДОУ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Большинство детей, достигнув 3-4 летнего возраста, начинают посещать дошкольные учреждения – новую и неизвестную среду. С началом посещения детского связана необходимость приспособления к новому социальному окружению, налаживанию контактов с незнакомым детьми и взрослыми, развитию адаптивных механизмов.

Социальная адаптация дошкольников

Для ребенка становятся неожиданностью четкий распорядок дня, определенные обязанности и требования, что вызывает стрессовое состояние.

Отсутствие предварительной подготовки к посещению дошкольных учреждений может вызвать у ребенка ряд реакций невротического характера: расстройства эмоционального состояния, развитие чувства страха перед детским садом, ухудшение аппетита, нарушение сна, повышение частоты заболеваний.

Социально-психологическая адаптация у детей происходит по-разному и зависит от возраста, типа высшей нервной деятельности, состояния здоровья, особенностей семейного воспитания и взаимоотношений между ее членами, контактности, доброжелательности, уровня развития игровых навыков, эмоциональной зависимости от матери.

Особенности социализации детей с речевыми нарушениями

У детей с нарушениями речи снижена активность во всех сферах деятельности, у них не сформированы коммуникативные способности. Наблюдается нарушение познавательной деятельности из-за дефицита общения с окружающими людьми.

Работа по социализации ведется в следующих направлениях:

  • Сотрудничество с семьей. Оно предполагает мониторинг семьи, вовлечение родителей в образовательную деятельность, а также консультирование и поддержку.
  • Логопедические занятия с ребенком, направленные на устранение дефектов речи.
  • Расширение круга общения.

Одной из форм социализации ребенка выступает игра. Это не какое-то развлечение, а специальный метод, позволяющий вовлечь детей в творческий процесс, эффективный способ стимулирования их активности. Игра – это своеобразная школа социальных отношений, где моделируются различные формы поведения.

На практике применяются различные игры, которые способствуют формированию коммуникативных навыков, чувства сплоченности и единства. Эти занятия дают ребенку почувствовать себя частью группы, что очень важно в его социализации.

Для развития навыков общения у детей используются:

  • Различные игры (дидактические, сюжетно-ролевые, инсценировки, подвижные и т.д.).
  • Словесные поручения. К примеру, ребенку нужно попросить тряпку для мытья у помощника воспитателя и отчитаться о выполнении.
  • Организация проблемно-речевых ситуаций. Они различны: ребенок только что пришел в новую группу – нужно рассказать о себе, два мальчика поссорились – нужно помирить их и т.д.
  • Чтение литературных произведений. Выбирать их нужно на основании возраста детей.
  • Организация совместной деятельности. Совместное украшение комнаты к какому-то празднику, участие всех детей в инсценировках сказок и т.д.
  • Коллективные разговоры. Темы бесед могут быть различны, но они должны быть понятны детям, чтобы они могли высказывать свои мысли по тому или иному поводу.

Кон И.С. определяет социализацию как «совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества».

Мудрик А.В. рассматривает социализацию как результат социального становления человека, освоенность личностью установок, ценностей, способов мышления и других личностных и социальных качеств, которые будут характеризовать ее на следующей стадии развития, сформированность черт, задаваемых статусом и требуемых данных обществом.

Галагузова М.А. определяет социализацию ребенка как процесс приобщения его к социальной жизни, которая заключается в усвоении системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

По Галагузовой М.А., социальная адаптация ребенка – это процесс активного приспособления его к условиям социальной среды; вид взаимодействия ребенка с социальной средой.

Социальная адаптация ребенка есть процесс и результат согласования ребенка с окружающим миром, приспособления к изменившейся среде, к новым условиям жизнедеятельности, к структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установления соответствия поведения принятым в этих общностях нормам и правилам. Показателем успешной социальной адаптации является психологическая удовлетворенность ребенка этой средой.

Термин «адаптация» происходит от лат. adaptatio – приспособление, прилаживание (нем. психолог А.Уберт). Под ним понимают приспособление организма и его функций, органов и клеток к условиям среды. Адаптация направлена на сохранение сбалансированной деятельности систем, органов и психической организации индивида при изменившихся условиях жизни.

Ребенок пришел впервые в школу. Его встречает новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.( Приложение 1)

Год, отделяющий шестилетнего ребенка от семилетнего, очень важен для психического развития, потому что в течение этого периода у ребенка формируется произвольная регуляция своего поведения, ориентация на социальные нормы и требования. В это время формируется новый вид психической деятельности – «я – школьник».

Как уже говорилось, начальный период обучения достаточно труден для всех детей, поступивших в школу. В ответ на новые повышенные требования к организму первоклассника в первые недели и месяцы обучения могут появиться жалобы детей на усталость, головные боли, возникнуть раздражительность, плаксивость, нарушение сна. Снижаются аппетит детей и масса тела. Случаются и трудности психологического характера, такие как, например, чувство страха, отрицательное отношение к учебе, учителю, неправильное представление о своих способностях и возможностях.

Описанные выше изменения в организме первоклассника, связанные с началом обучения в школе, некоторые зарубежные ученые называют «адаптационной болезнью», «школьным шоком», «школьным стрессом».

С началом школьного обучения происходит переход от игровой деятельности к учебной как ведущей деятельности младшего школьного возраста, в которой формируются основные психические новообразования. Поэтому, поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится отныне учение, важнейшей обязанностью — обязанность учиться, приобретать знания. А учение — это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка.

Читайте также:  Претензия по договору поставки за нарушение срока поставки

По степени адаптированности детей можно условно разделить на три группы. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Первая группа детей адаптируется в течение первых двух месяцев обучения. Эти дети относительно быстро вливаются в коллектив, осваиваются в школе, приобретают новых друзей. У них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, добросовестны и без видимого напряжения выполняют все требования учителя. Иногда у них все же отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, так как им еще трудно выполнять все требования правил поведения. Но к концу октября трудности этих детей, как правило, преодолеваются, ребенок полностью осваивается и с новым статусом ученика, и с новыми требованиями, и с новым режимом.

Вторая группа детей имеет более длительный период адаптации, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается. Дети не могут принять новую ситуацию обучения, общения с учителем, детьми. Такие школьники могут играть на уроках, выяснять отношения с товарищем, они не реагируют на замечания учителя или реагируют слезами, обидами. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы, лишь к концу первого полугодия реакции этих детей становятся адекватными требованиям школы, учителя.

Третья группа — дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями. У них отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций, они с большим трудом усваивают учебные программы. Именно на таких детей чаще всего жалуются учителя: они «мешают» работать в классе.

Исследование уровня социальной адаптации первоклассников проводилось

на базе МБОУ «СОШ №2» с. Верхнеяркеево, Илишевского района, РБ. В тестировании принимали участие обучающиеся 1 класса в количестве

11 человек, из них 5 девочек и 6 мальчиков.

Цель исследования: выявление уровня социальной адаптации

первоклассников к условиям обучения в образовательной организации.

Для изучения процесса социальной адаптации были использованы

следующие методики:

1.Анализ педагогической документации: анализ схемы — характеристики

класса.

2. Анкетирование для родителей.

3. Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина).

4. Проективная методика «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г.

Лусканова).

5. Также использовался метод наблюдения по методике Р. Сирса. Данная

методика направлена на определение уровня тревожности и эмоционального

состояния ребенка на основании наблюдаемых поведенческих и

неврологических проявлений.

Достаточно хорошую информацию о состоянии ребёнка при начале

обучения могут дать родители. С этой целью можно использовать

анкетирование.

Таким образом, в конце первой четверти педагог составляет

характеристику класса, которая позволяет в динамике оценить состояние

адаптационных процессов у ребенка.

Анализ данных, которые содержатся в характеристике класса, а также

данных, полученных от родителей, позволяют оценить характер адаптационных механизмов у каждого ученика и разработать более индивидуальный подход к тем, у кого наблюдаются проблемы.

Однако для того, чтобы качественно оценить состояние группы,

требуется проведение дополнительных методов исследования, поскольку они

помогут выявить трудности у уже указанных детей и, возможно, выявят еще

детей с проблемами в адаптации.

Методика наблюдения Р.Сирса

Цель: выявление уровня тревожности у первоклассников.

Метод оценивания: наблюдение в группе детьми во время

непосредственной образовательной, совместной и самостоятельной

деятельности, во время игр и прогулок. Также с целью уточнения проявлений

проводились беседы с родителями и с педагогами.

Результаты методики по выявлению уровня тревожности занесены в

таблицу 1.

Таблица 1

Результаты проявления уровней тревожности у учащихся 1 класса

Уровень тревожности Количество детей

Не проявляется 2

Низкий уровень тревожности 2

Пограничный уровень 1

Выраженная тревожность 6

Таким образом, мы видим, что признаки тревожности присутствуют у

большинства детей в той или иной мере.

Рис.1. Отображение уровня тревожности в 1 классе

Таким образом, мы видим, что только 2 детей в классе испытывают

эмоциональный комфорт, у остальных детей имеет место тревожность,

выраженная в той или иной степени. У 6 детей уровень тревожности

значительный, у 2 – низкий, но она присутствует. Один ребенок находится на

пограничном уровне между средним и выраженным уровнем. Следовательно,

общий уровень в классе достаточно тревожный. Эмоциональное состояние

детей нестабильное.

Проективная методика «Краски» (автор Р.П.Ефимкина)

Цель методики: изучение эмоционального отношения ребенка к

школьному обучению.

Анализ результатов: выбор темных цветов по отношению к большинству

кружков свидетельствует о негативных эмоциях ребенка по отношению к

школьному обучению в целом.

Результаты методики изучения эмоционального отношения ребенка к

школьному обучению занесены в таблицу 2.

Таблица 2

Результаты изучения эмоционального отношения детей

к школьному обучению

Количество учеников Негативно окрасили слова

3 ученика 27% слов

2 ученика 18 % слов

6 учеников 55 % слов

Таким образом, мы видим, что трое детей негативно окрасили более 50 %

слов, связанных со школьной тематикой. 6 детей оценило негативно только 20

% слов, 2 детей негативно оценили 30 % слов.

Рис.2. Отображение эмоционального отношения детей к школьному обучению

Таким образом, мы видим, что у каждого ребенка присутствуют какие-то

эмоционально значимые, негативно окрашенные факторы, связанные со

школьным обучением. У большинства детей процент негативно окрашенных

слов небольшой, но есть и такие дети, которые негативно воспринимают почти

все атрибуты, связанные со школой.

Проективный рисунок «Что мне нравится в школе» (автор Н.Г. Лусканова)

Цель: выявить отношение ребенка к школе и его мотивационную

готовность через рисунок.

Для того чтобы исключить диагностические ошибки, после рисования с

детьми проводится беседа, в ходе которой уточняется, почему он нарисовал ту или иную ситуацию. Результаты методики отношения ребенка к школе и его мотивационная готовность представлены в таблице 3.

Таблица3

Уровень социальной адаптации первоклассников к школе.

Методика Н.Г. Лускановой

Читайте также:  Как рассчитать пенсию по старости в 2023 году?

Уровни адаптации Количество учащихся % соотношение

Высокий 3 27

Средний 5 46

Низкий 3 27

Рис.3 Распределение первоклассников по уровням социальной адаптации

Таким образом, в данной группе мы можем видеть все три уровня

адаптации.

27% хорошо адаптированы. Они позитивно относятся к школе, адекватно

воспринимают задание, прилежны, могут до конца выслушать объяснение

учителя и выполнить задание без помощи со стороны. Легко усваивают

учебную программу.

46% детей так же положительно относятся к школе. Учебная ситуация не

вызывает негативных переживаний. Они понимают материал, могут решать

типовые задания. Дети дружат с одноклассниками. Однако мотивация к учебе не всегда выражена.

27% детей к учебе и школе относятся отрицательно. У них чаще

отмечается подавленное настроение. Дети склонны к нарушениям

дисциплины. Могут нерегулярно готовиться к занятиям. Учебный материал

усваивают фрагментарно, поскольку не способны к длительному

сосредоточению. У них нет друзей в классе.

Таким образом, по результатам проведенных методик, мы видим, что у

27% учащихся имеются проблемы с социальной адаптацией к школьному

обучению, наблюдается повышенная тревожность и эмоциональный

дискомфорт.

По результатам проведенного исследования мы получили данные о том,

что процесс адаптации у многих детей завершен (поскольку их внешнее

поведение благополучно), на самом деле у 27% детей в классе имеются

проблемы с социальной адаптацией. Они испытывают тревожность, негативные

эмоции. Таким детям требуется специальная помощь.

Факторы адаптации ребенка к школе

В первые месяцы учебы ребенку предстоит привыкать ко многим изменениям в жизни: школьный режим, общение с одноклассниками и учителями, новые знания и пр. Поэтому и приспособление к школе нужно оценивать по совокупности показателей. Можно условно выделить следующие виды адаптации:

  • организационная – это способность приспособится к новому распорядку, обязанностям, школьным правилам;
  • учебно-мотивационная – формирование желания учиться, осваивать новые знания и навыки;
  • психологическая – нормализация эмоционального самочувствия малыша в разных школьных ситуациях, адекватное восприятие ребенка новой для него социальной роли школьника;
  • социальная – формирование адекватного поведения в новой социальной среде, установление нормальных отношений со взрослыми и сверстниками.

Особенности современной адаптации

Обучение в школе, переход из одного звена в другое и само поступление всегда требует от ребенка особых затрат. Но ситуация поступления в школу заслуживает особого рассмотрения, тем более за последние несколько лет она обрела новые особенности при сохранении устоявшихся.

  • технический прогресс и информатизация общества, а также введение образовательных стандартов усложняют процесс адаптации;
  • федеральные государственные образовательные стандарты требуют от первоклассников серьезных затрат (физических, моральных, психологических). Кроме привычных учебных знаний, умений и навыков ребенку необходимо достичь предметных, метапредметных и личностных результатов, соответствовать портрету выпускника начальной школы;
  • в одночасье первоклассник оказывается в новом статусе и роли, окружении, системе обязанностей и прав. На ребенка поступает нескончаемый поток новой информации.

Что такое адаптация к школе

Проблема школьной адаптации находится на стыке ряда наук (психология, педагогика, социология, медицина). Говоря о школьной адаптации, мы будем рассматривать ее как психолого-педагогический феномен.

  • само понятие адаптации относится к биологии и означает приспособление организма к изменяющимся окружающим условиям. По определению В. И. Долговой, адаптация – процесс и результат внутренних изменений, внешнего активного приспособления и самоизменения индивида к новым условиям существования;
  • для человека это процесс усвоения норм и ценностей, сменившихся условий, обязанностей и требований.

Школьная адаптация – процесс принятия и усвоения ребенком социальной ситуации школьного обучения, своего нового статуса (школьник) и новых систем взаимодействия («ребенок – учитель», «ребенок – сверстник»); выработки новых средств поведения.С точки зрения психологии школьную адаптацию можно охарактеризовать 4 специфическими критериями:

  • освоение ребенком новой социальной ситуации в единстве ее компонентов;
  • принятие новой социальной позиции и статуса, отражающегося во внутренней позиции школьника;
  • освоение новых форм и средств социального взаимодействия в возникших системах «ученик – учитель», «ученик – ученик»;
  • дифференциация отношений «ребенок – взрослый», целенаправленная перестройка всего жизненного уклада ребенка (инициатор и управляющий – взрослый).

Симптомы дезадаптации

Симптомы дезадаптации проявляются у каждого человека по разному, они могут затрагивать как физиологическую или психологическую сферу. Вот наиболее часто встречающиеся симптомы:

  • быстрая утомляемость, повышенная раздражительность
  • нарушение пищевых привычек и расстройство сна
  • повышенная возбудимость, чрезмерное эмоциональное реагирование на любой раздражитель
  • повышенная тревожность, частая перемена настроения
  • тошнота, головокружение
  • мышечные спазмы, резкое изменение давления, пульса, затрудненное дыхание
  • снижение концентрации, продуктивности, внимательности
  • безразличие к работе, коллективу, окружающим, игнорирование окружающих

Что такое социальная адаптация?

Социальной адаптацией («adaptatio» в переводе с лат. «приспособление») — это непрерывный процесс, в ходе которого индивид или группа людей интегрируется в общество, приспосабливается к новой социальной среде, ее требованиям и условиям.

Результат социальной адаптации – развитие самосознания личности, формирование поведенческих паттернов, способность самореализоваться. В ходе данного процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума.

От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Данный процесс подразумевает создание совершенно новых социальных связей. Если они будут крепкими в достаточной мере, то и поставленные цели будут достигнуты. Но под адаптацией следует понимать не только общение и привыкание, данный процесс намного глубже. Приспосабливаясь к новым условиям, индивид будет оценивать свои способности, соотносить возможности для удовлетворения своих потребностей с ресурсами общества.

Цели и задачи социальной адаптации

Социальная адаптация – важная составляющая процесса социализации. Социализация обеспечивает обучение, а цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде.

Социальная адаптация подразумевает способность субъекта к эффективному формированию взаимодействия с группой, где будет проходить его жизнь и развитие. Всю свою жизнь индивид будет находиться в разных социальных группах, будут происходить разные ситуации, состоятся встречи с разными людьми. Благодаря социальной адаптации человек будет быстро и с успехом ориентироваться в новых для себя условиях, сможет построить взаимоотношения с другими индивидами в составе конкретной социальной группы. Основной мотив личности – это стремление самореализоваться, а не приспособиться к новым условиям.

Читайте также:  Северная пенсия: новые условия выхода

Чтобы достичь этого, нужно:

  • принять изменения привычного для себя жизненного уклада, сформировать новые установки для развития личности;
  • активно налаживать коммуникации с участниками профессионального и социального окружения;
  • применять условия социума, чтобы развивать свою личность, самореализоваться;
  • повышать уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
  • налаживать адекватные взаимоотношения с другими индивидами;
  • принимать и соответствовать нормам и ценностям среды;
  • достигать поставленные цели и удовлетворять свои потребности без вреда окружающим.

Виды социальной адаптации

  1. Организационная. Заключается в приспособление человека к новым организационным системам. Считается, что социальные структуры не могут существовать и функционировать без управления. Подобная адаптация помогает индивиду освоить иерархические отношения в новой среде. При этом в рамках управленческой адаптации руководство стремится к созданию благоприятных условий, способствующих развитию человека в профессиональной и личностной сферах. Этот тип встречается на работе, воинской службе.
  2. Экономическая. Подразумевает усвоение индивидом общественно-экономических норм и принципов. К примеру, приспособление к условиям труда, заработной плате, пенсиям, условиям работы. Успешность экономической адаптации зависит от множества факторов: качество и уровень образования, готовность учиться и переучиться, наличие социального опыта, место материального благополучия в системе ценностей и т. д.
  3. Педагогическая. Представляет собой организованный процесс восприятия учащимися социального опыта, приспособления к системе образования, освоения различных ролей в социуме. Все действия при этом направлены на активное включение обучающихся в социальную среду. Руководители образовательного и педагогического процесса должны учитывать индивидуальные особенности учащихся, условия среды и ее влияние на становление и совершенствование личности.

Уровни социальной адаптации

Для адаптации человека характерным является процесс его социализации, усвоение социальных поведенческих норм, «врастание» в социальный мир. Другими словами, социальная адаптация – важнейший механизм, обеспечивающий эффективную социализацию.

Так, если под «социализацией» следует понимать постепенный процесс, в ходе которого при определенных социальных условиях формируется личность, то социальная адаптация – это относительно короткий временной промежуток, когда происходит активное освоение личностью новой социальной среды.

Рассмотрение социальной адаптации должно быть трехуровневым:

Адаптация человека в данном социуме происходит, когда он вступает в систему взаимоотношений (с другими людьми, социальных, деловых, профессиональных). Социальная адаптация состоит из разных видов процессов адаптации, которые образуют систему, а именно: производственная, профессиональная, бытовая, досуговая, политическая, экономическая, приспособление к формам общественного сознания.

Виды социальной адаптации

Социальная адаптация – это особый процесс, который отличается управляемостью как извне, так и самим человеком, которому необходимо адаптироваться к новым условиям. По сути, самоуправление – основа социальной адаптации, ведь только сам человек может осознать важность своей адаптации и найти оптимальные пути восприятия новых условий, при этом не нарушая установленные социальные нормы.

Существует несколько основных видов социальной адаптации, которые исследователи подразделяют по определенному набору признаков. Безусловно, стоит сразу уточнить, что социальная адаптация является наиболее доминирующим видом, но мы хотели бы уточнить значение каждой:

Экономическая адаптация – это процесс, который сложился во время усвоения новых социальных и экономических норм и принципов, которыми располагает общество. Это адаптирование к условиям труда, заработной платы, социальным выплатам, пенсиям, а также к условиям социального страхования, которые предоставляют человеку новые общества. Без материальных ресурсов человек попросту не сможет отрегулировать и удовлетворить свои потребности, поэтому экономическая адаптация также играет довольно важную роль.

Педагогическая адаптация представляет собой процесс приспособления к системе образования, ее стандартам и нормам. Воспитание играет очень важную роль в жизни человека, поскольку образование и воспитание – непрерывны. Человек оканчивает школу, университет, но по-прежнему продолжает обучаться, что дает ему возможность совершенствоваться и в негласном порядке адаптироваться к новым условиям.

Внешняя среда имеет множество природных факторов и созданных самим человеком факторов (материальной и социальной среды), под их воздействием формируется адаптация личности.

Природные факторы адаптации: компоненты живой природы, климатические условия, случаи природных катаклизмов.

Материальная среда включает такие факторы адаптации: предметы окружающей среды; искусственные элементы (машины, техника); среда непосредственного проживания; производственная среда.

Социальная среда имеет следующие факторы адаптации: государственное общество, этнос, условия современного города, связанный с ним общественный прогресс.

Наиболее неблагоприятными факторами окружающей среды считаются – антропогенные (техногенные). Это целый комплекс факторов, к которым человеку нужно приспособиться, поскольку он каждый день живет в этих условиях (техногенное электромагнитное загрязнение, строение автострад, мусорные свалки и т. д.).

Темп адаптации относительно вышеописанных факторов, индивидуален для каждого человека. Кто-то может приспособиться быстрее, кому-то очень тяжело дается этот процесс. Способность человека активно приспосабливаться к окружающей среде называется адаптивностью. Благодаря этому свойству человеку намного легче даются какие-то переезды, путешествия, попадание в экстремальные условия.

Согласно одной из теорий на успешность течения процесса приспособляемости влияют две группы факторов: субъективные и средовые. Субъективные факторы включают: демографические характеристики (возраст и пол) и психофизиологические особенности человека.

Средовые факторы включают: условия и обстоятельства жизнедеятельности, характер и режим деятельности, условия социальной среды. Демографические факторы в частности возраст человека имеет двухстороннее влияние на успешный процесс адаптации. Если посмотреть с одной стороны, то возраст молодого человека предоставляет ему больше возможностей, а в пожилом возрасте эти возможности снижаются. Но, с возрастом человек приобретает опыт приспособления, он находит «общий язык» с внешней средой.

В другой психологической теории выделяются четыре психологических фактора адаптации личности. Когнитивный фактор включает в себя когнитивные способности и специфичные особенности когнитивных процессов. Фактор эмоционального реагирования включает особенности эмоциональной сферы. Практическая деятельность – это фактор условий и особенностей деятельности индивида. Мотивация личности является особым фактором адаптации личности. Например, если у человека преобладает мотивация достижения успеха над мотивацией избегания неуспеха, тогда формируется успешная адаптация и ключевая деятельность становится более эффективной. Также на характер адаптации влияет соответствие мотивационного личностного ядра к целям и условиям деятельности. Мотив является фактором адаптации и с его помощью опосредуется воздействие внешних обстоятельств на индивида.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *