- Льготы

НДС в Турции: новые правила начисления в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС в Турции: новые правила начисления в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Нерезиденты платят налоги в Турции только на те доходы, которые они получают на территории страны. Это значит, что, если вы покупаете недвижимость под аренду, но живете за пределами государства, вы платите только за полученный от сдачи квартиры доход по стандартной ставке. При этом вы не обязаны отчитываться о заработках в других странах.

Косвенные налоги для юридических лиц в Турции

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается, если компания оказывает услуги, экспортирует и импортирует товары. Стандартная ставка НДС составляет 18%.

Некоторые компании уплачивают НДС по пониженным ставкам — в размере 1 или 8% от прибыли. Например, льготами пользуются юридические лица, которые поставляют сельскохозяйственные продукты: скот, хлеб или семена.

НДС уплачивается до 20-го числа каждого месяца.

18% Стандартная ставка НДС в Турции

Банки и страховые компании освобождены от уплаты НДС, но платят налог на банковские и страховые операции — Banking and Insurance Transaction Tax, BITT, — в размере 5%.

Налог на прирост капитала, полученный компанией, облагается налогом по ставке 23%.

Специальным налогом на потребление — Special Consumption Tax, SCT, — облагаются четыре группы товаров:

  1. Нефтепродукты, природный газ, смазочные масла, производные растворители.
  2. Наземные, воздушные и морские транспортные средства: автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, яхты.
  3. Алкогольные и газированные напитки, сигареты и другие табачные изделия.
  4. Некоторые потребительские товары, например икра, меха, мобильные телефоны, бытовая техника.

Налоги, которые платят юрлица

В отличие от доходов физлиц, которые облагаются налогом по прогрессивной шкале, юрлица платят их по единой ставке. В законодательстве зафиксирована стандартная ставка 20%, но она плавающая: в 2021 году она составляла 25%, а в 2022 – 23%. Эти правила не касается компаний финансового сектора, у которого повышенная ставка – 25%.

Если компания размещается на Стамбульской фондовой бирже (IPO), то ставка снижается на 2% на пять лет с момента первого публичного размещения.

Налогооблагаемый доход компании рассчитывается на основе ее чистой бухгалтерской прибыли после корректировки на льготы и вычеты и с учетом убытков прошлых лет, перенесенных на будущие периоды в ограниченном объеме.

Компании-резиденты облагаются налогом на доход по всему миру, тогда как компании-нерезиденты – только на доход, полученный от деятельности в Турции. Резидентство определяется по расположению головного офиса: если юридический и коммерческий головные офисы компании расположены за пределами Турции, то в рамках турецкого налогообложения компания считается нерезидентом.

Согласно налоговому законодательству Турции, существуют два основных подоходных налога: налог на доходы физических лиц и налог на доходы юридических лиц.

Налог на доходы физических лиц рассчитывается из чистой суммы всех доходов и поступлений, полученных физическим лицом в течение одного календарного года.

К доходам, облагаемым данным налогом, относятся:

  • заработная плата иностранного гражданина;
  • доход от ведения бизнеса или сельского хозяйства;
  • доход от сдачи в аренду недвижимости и транспортных средств;
  • дивиденды, проценты, роялти;
  • пенсия.

Подоходный налог для физических лиц начисляется по прогрессивной ставке и зависит от суммы годовой прибыли.
Минимальный подоходный налог для физических лиц в Турции составляет 15%, а максимальный – 40%:

  • до 32 000 лир (1 832 $) – 15%;
  • от 32 000 лир (1 832 $) до 70 000 лир (4 007 $) – 20%;
  • от 70 000 лир (4 007 $) до 250 000 лир (14 310 $) – 27%;
  • от 250 000 лир (14 310 $) до 880 000 лир (50 372 $) – 35%;
  • свыше 880 000 лир (50 372 $) – 40%.

Пошлина за передачу права собственности (Tapu) взимается в размере 4% от оценочной стоимости недвижимости в офисе Управления государственным имуществом. Пошлины за оформление Tapu взимаются с покупателя и продавца поровну, т.е. по 2% от оценочной стоимости объекта с каждого из них, если у сторон нет других договоренностей.

Для получения права собственности (Tapu) физическому лицу требуется заплатить фиксированную пошлину $130 для нерезидентов Турции и 45$ для резидентов.

При покупке жилья на вторичном рынке, участка земли или коммерческого объекта физическое лицо уплачивает НДС по ставке:

  • 1% — площадь объекта до 150 м²;
  • 8% — для жилья более 150 м²;
  • 18% — для коммерческих объектов.

Налоги на недвижимость в Турции

Налоги на покупку и продажу недвижимости (здания и земля) в Турции уплачиваются по следующей схеме:

  • Налог на переход права собственности – 4%. Данный сбор должны в равных долях разделить между собой покупатель и продавец, однако на практике, все финансовые расходы по данному пункту берет на себя приобретающая сторона.
  • НДС, который взимается отдельно при покупке жилья на вторичном рынке или входит в общую стоимость объекта при покупке на первичке. Ставка НДС на жилые, коммерческие объекты и земли в Турции составляет:
    • 1% — площадь объекта до 150 м²;
    • 8% — для жилья более 150 м²;
    • 18% — для коммерческих объектов.
  • Гербовый сбор вносится при заключении сделки купли-продажи в сумме от 0,1% до 0,6% в зависимости от оценочной стоимости.
  • Государственная пошлина за выдачу права собственности (TAPU) — Döner Sermaye — на сегодня составляет 130 $ для нерезидентов Турции и 45 $ для резидентов.
  • Налог в процессе эксплуатации недвижимости в Турции соразмерен сумме гербового сбора и зависит от географического расположения объекта, его стоимости и типа недвижимости (от 0,1 до 0,6%). Самые высокие ставки в крупных мегаполисах Турецкой республики – Анкара, Стамбул, Измир, бурса и т.д.
  • Налог на доход от аренды недвижимости в Турции с физических лиц НЕ взимается, если сумма годовой прибыли не более 6600 TL (для жилых объектов) и не более 49 000 TL (для коммерческих). В остальных случаях налог на прибыль от ренты может достигать 40% и рассчитывается по прогрессивной шкале, начиная с 15%. Юридические лица-арендодатели жилых и коммерческих объектов в Турции платят налог на прибыль по ставке 23%.
  • Налог, который надо уплатить после продажи жилья или земли в Турции физическим лицом имеет ставку от 15% до 35% и является обязательным к уплате только в том случае, если срок владения составляет менее 5 лет. Для юридических лиц ставка фиксированная 23%.
Читайте также:  Что такое пенсия по выслуге лет учителям
Разница между рыночной и кадастровой стоимостью объекта после его продажи Налоговая ставка для физлиц Налоговая ставка для юрлиц
До 13 000 TL 15% 23%
От 13 000 до 30 000 TL 20%
От 30 000 до 110 000 TL 27%
Свыше 110 000 TL 35%

Как облагаются доходы и прибыль

Процентная ставка составляет 20% для сумм, рассчитываемых по финансовому результату деятельности компаний. Они удерживаются из прибылей корпораций, полученных на территории страны или в любом другом государстве мира. Исключение — доходы от инвестиционной деятельности, связанной с вложениями средств в особые секторы экономики или приоритетные регионы.

Налогом облагаются предприятия, которые зарегистрированы в Турции, — в этом случае отчисления ведутся с прибыли, получаемой в стране и вне государства. Компании, которые не имеют представительств в государстве, получают преимущество в виде лимитированных требований по фискальным взысканиям — уплате подлежат отчисления от поступлений, аккумулированных в пределах юрисдикции.

Налог на прибыль в Турции рассчитывается на основе календарного года, однако организации, по желанию, могут назначить другой 12-тимесячный фискальный срок, который наиболее удобен с учетом специфики бизнеса.
Налог на прибыль в Турции определяют:

  • рентный доход;
  • поступления от предпринимательской деятельности;
  • капиталовложения;
  • иные источники прибыли.

Снизить фискальную нагрузку при уплате налога на прирост капитала (75% этой величины не учитывают в базе для расчета) можно, если:

  • владеть имуществом не менее двух лет;
  • вознаграждение от продажи активов получено в конце второго года после заключения сделки;
  • сумма, формирующая прирост, хранится на протяжении пяти лет с момента продажи на спецсчете под долей акционера.

Минимальная величина, на базе которой вычисляется подоходный налог в Турции, равна 15%. Далее действует прогрессивная система (по мере увеличения поступлений) до 35%. Так же, как и юридические лица, физические делятся на:

  • плательщиков-граждан страны — помимо родившихся и постоянно проживающих здесь это люди, находящиеся в Турции более 6 месяцев из 12 календарных;
  • нерезидентов — находятся в стране менее полугода за календарные 12 месяцев либо более, при условии, что пребывают в командировке, на лечении, в санатории.

Базой для расчета платежа по первой категории служит общемировой доход; во второй — суммы, аккумулированные в стране. База для обложения включает:

  • средства от трудоустройства;
  • доход от сельскохозяйственной деятельности;
  • поступления от ценных бумаг (дивиденды и проценты);
  • арендные платежи;
  • единовременный доход.

Налог на недвижимость

В Турции есть несколько налогов связанных с покупкой и продажей недвижимости, а также с ее владением. Так, например, при покупке недвижимости при получении свидетельства о собственности (ТАПУ), взимается налог 3,3% от заявленной стоимости (1,65% — налог для покупателя и 1,65% — налог для продавца). Он оплачивается в государственном банке турецкими лирами. После этого, у покупателя возникает обязанность платить ежегодный налог, который составляет около 0,1-0,3% от кадастровой стоимости (его расчет производиться на основании минимальной стоимости квадратного метра застройки в регионе, а также минимальной стоимости земли). В среднем, он не превышает 50-70 евро в год для квартиры и 100 евро в год для большого дома или виллы. Оплата производиться в органы местной администрации двумя равными частями (половина суммы — в мае, половина — в ноябре).

Турецкие компании уплачивают налог на прибыль со своего мирового дохода, иностранные – с доходов из источников в Турции.

Стандартная ставка налога на прибыль составляла 22% в 2018 – 2020 годах, на 2021 год она составляла 25%, и в 2022 году была снижеа до 22%. Для некоторых компаний, впервые вышедших на стамбульскую фондовую биржу, в течение первых пяти лет ставка налога снижается на 2%.

Прибыль от реализации активов включается в облагаемую налоговую базу. 75% прибыли от реализации акций может освобождаться от налогообложения при владении не менее двух лет и соблюдении некоторых других условий. Прибыль от продажи акций в иностранных компаниях с долей участия не менее 10% при владении не менее двух лет и соблюдении ряда других условий может освобождаться от налогообложения.

Дивиденды от турецких компаний налогом не облагаются. Дивиденды от иностранных компаний могут освобождаться от налогообложения при соблюдении ряда условий: доля участия не менее 10%, владение не менее года с даты генерирования выручки, налогообложение дочерней компании по ставке не менее 15% (для определенных компаний – 20%), получение дивидендов в Турции до даты подачи налоговой декларации за соответствующий финансовый год.

Соглашения об избежании двойного налогообложения

Турция вступила в следующие механизмы по обмену налоговой информацией с 109 юрисдикциями:

87 DTCs: Австралия, Австрия, Азербайджан, Албания, Алжир, Бангладеш, Бахрейн, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Грузия, Дания, Египет, Израиль, Индия, Индонезия, Иордания, Иран, Ирландия, Испания, Италия, Йемен, Казахстан, Канада, Катар, Китай, Косово, Кот дЁИвуар, Кувейт, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Литва, Люксембург, Македония, Малайзия, Мальта, Марокко, Мексика, Молдова, Монголия, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Саудовская Аравия, Сенегал, Сингапур, Сирия, Словакия, Словения, Сомали, Судан, США, Таджикистан, Узбекистан, Украина, Филиппины, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чехия, Швейцария, Швеция, Эстония, Эфиопия, ЮАР, Япония;

Читайте также:  Пособие на ребёнка малоимущим семьям в 2023 году в Краснодарском крае

5 TIEAs: Бермуды, Гернси, Гибралтар, Джерси, Остров Мэн.

Подоходный налог в Турции для физических лиц

Налоговыми контрагентами являются граждане страны и иностранцы, проводящие на территории государства не менее 6 месяцев в календарном году. Туристы, приехавшие на отдых, с целью лечения или для обучения не являются плательщиками не зависимо от того, сколько времени провели в пределах границ юрисдикции. Все резиденты перечисляют средства в государственный фонд с общемирового дохода, для нерезидентов требуется оплата только с внутренней прибыли.

Налог на прибыль в Турции складывается из: дивидендов, заработных плат, процентов от ценных бумаг, торговой деятельности или прибыли за оказание профессиональных услуг, сельскохозяйственного производства, недвижимости и так далее. В стране применяется прогрессивная ставка в размере от 15 до 35%, конкретный уровень налогообложения зависит от ежегодного дохода контрагента.

Налоговый год приравнивается к финансовому и календарному. При оплате пошлины у источника или части от заработной платы физическое лицо не подает документы в государственную службу. Если существуют иные виды прибыли их следует декларировать самостоятельно. Декларация подается плательщиком с 1 по 25 марта года, следующего за отчетным периодом. Оплатить средства можно в два этапа – в марте и в июле.

Механизм взимания налогов

В соответствии с налоговой системой Турции, некоторые налоги собираются путем удержания налога у налогоплательщика с целью обезопасить собираемость налогов.

Так, удерживается налог с заработной платы служащих, платежи, производимые землевладельцам за аренду, с оплаты за оказание индивидуальным резидентам независимых профессиональных услуг, а также с гонораров, оплаты лицензий и услуг, оказанных нерезидентам. Компании в Турции несут ответственность за удержание таких налогов и должны заявлять об этом в своих налоговых декларациях.

Исполнительными государственными учреждениями в налоговой системе Турции являются местные финансовые инспекции («дефтер-дарлык») и налоговые управления («вергида-ирс»), учреждаемые Генеральным управлением государственных доходов Министерства финансов в количестве, определяемом числом налогоплательщиков. Деятельность их регулируется «Законом о порядке сбора налогов», в котором основополагающим принципом налогообложения является регулярная выплата налоговой суммы, размер которой основывается, в принципе, на поданой налогоплательщиком в налоговое управление в письменном виде налоговой декларации.

Среди обязанностей налоговых управлений — исчисление размера налогов для каждого налогоплательщика, в том числе при наследовании имущества, определение сроков выплат и отсрочек по платежам, меры по своевременному получению налоговых сумм, включая направление уведомления и судебное преследование уклоняющихся от налогов, амнистирование неплательщиков, помощь в организации бухгалтерских книг и другой документации, и т.д.

Налоговые управления занимаются также вопросами возврата налога лицам наемного труда, налога на добавленную стоимость и т.д. В крупных городах на одно налоговое управление приходится примерно 25 тыс. плательщиков налогов.

Механизм сбора налогов более всего налажен и распространен в крупных городах страны, где действует основной контингент налогоплательщиков. Как правило, в ведение местного налогового управления входит:

  • сбор подоходного налога;
  • налога на корпорации;
  • налога на добавленную стоимость:
  • на наследование имущества;
  • на транспортные средства;
  • гербового налога, сбора при оформлении документов.

Справка “Налоговая система в Турции”

Налоговый режим в Турции является важной составной частью экономики страны и может быть разделен на 3 главные категории:

Налоги на доходы, такие, как подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций

Косвенные налоги, такие, как налог на добавленную стоимость (НДС), специальный налог на потребление (ЦTV), налог на банковские и страховые операции или гербовый сбор

Налоги на благосостояние, такие, как налог на собственность или налог на получение наследства и налог на подарки

Налоги на доходы

В Турции налоги на доходы взимаются с доходов, полученных как внутри страны, так и за ее пределами физическими лицами и корпорациями, являющимися резидентами Турции. Нерезиденты, получающие доходы в Турции посредством занятия трудовой деятельностью, владения собственностью, занимающиеся предпринимательской деятельностью, приносящей доходы, являются также объектом налогообложения, но только с доходов, полученных в Турции.

Обязанность по уплате налогов физическими лицами имеет отношение: к доходам, связанным с торговлей или предпринимательской деятельностью, ведущейся на постоянной основе, к зарплате, полученной за выполненную работу в Турции, к доходам, связанным со сдачей внаем недвижимого имущества в Турции, к процентам от полученного в Турции дохода и к доходам от продажи патентов, авторских прав и других различных нематериальных активов.

Персональный налог на доходы физического лица (подоходный налог) варьируется от 15% до 40%.

С целью налогообложения, компании группируются как на акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью, так и на персональные компании (товарищества с ограниченной ответственностью и простые товарищества). Корпоративный налог взимается с вышеуказанных компаний.

Государственные предприятия и организации, находящиеся в ведении местных властей, являются также плательщиками корпоративного налога.

Подпадает ли компания под полную или ограниченную обязанность по уплате налога, зависит от того, является ли компания резидентом Турции или нет.

Компания, чье постоянное местопребывание или местонахождение администрации установлено в Турции (компания – резидент), будет иметь полную обязанность по уплате налога; в этом случае налог взимается с прибыли, полученной как внутри страны, так и за ее пределами. Если компания нерезидент ведет свою деятельность через свое отделение или совместное предприятие, она будет иметь ограниченные обязанности по уплате налога; т.е. будет являться предметом налогообложения на доходы, полученные за определенный год на территории Турции.

Если компания не присутствует в Турции, удерживание налога будет происходить с полученного дохода; например, за услуги, оказанные на территории Турции. Однако, если существует соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы, то в этом случае могут применяться уменьшенные ставки по удержанию налога.

Базовый налог с доходов компаний, ведущих предпринимательскую деятельность в Турции, составляет 20% (Законом № 5520 от 21.07.06г. налог с доходов компаний был уменьшен с 30 % до 20 %).

Читайте также:  Ответственность судебного пристава

Взимание налога с дивидендов, получаемых как турецкими, так и иностранными акционерами, осуществляется по ставке 10%.

Для компаний резидентов налог взимается с доходов, полученных как внутри страны, так и за границей, но на уплату налогов с дохода, полученного за границей, предоставляется кредит (до ставки корпоративного налога на доходы, существующей в Турции, т.е. 20%).

Корпорациям предлагается уплачивать Авансовый корпоративный налог с дохода (Advanced Corporate Tax), основанный на доходах, получаемых поквартально, по ставке 30%. Авансовый корпоративный налог с дохода, уплаченный в течение налогового года является альтернативой обязанности уплаты первоначального корпоративного налога на доходы компании.

В соответствии с Коммерческим Кодексом Турции, турецкие компании обязаны формировать первый и второй уровень законных резервов (first and second level legal reserve) из полученных доходов. Эта обязанность не относится к отделениям компаний).

Акционерные общества и компании с ограниченной ответственностью обязаны ежегодно предоставлять в резерв первого уровня 5% от чистой прибыли. Предел первого уровня законного резерва составляет 20% от оплаченного капитала. Второй уровень законного резерва составляет 10% от прибыли, распределенной после образования первого уровня легального резерва и минимальной выплаты дивидендов (5% от оплаченного капитала).

В отношении формирования второго уровня легального резерва, предела не существует, и он аккумулируется каждый год.

В соответствии с Коммерческим Кодексом Турции, в том случае, если легальные резервы достигли уровня 50% оплаченного капитала, они должны быть использованы на покрытие убытков или на поддержание деловой активности в случае ухудшения экономических условий или с целью предотвратить безработицу, а также противостоять негативным последствиям, связанным с безработицей.

Как правило, корпоративный налог с дохода рассчитывается на базе календарного года. Однако компании могут установить любой 12-месячный фискальный период, удобный для ведения своего бизнеса, что должно быть одобрено Министерством финансов Турции.

Компании, имеющие свое местонахождение и месторасположение администрации за пределами Турции, но учрежденные в Турции в форме отделения, являются предметом налогообложения доходов, полученных от постоянной организации, расположенной в Турции.

Налогообложение международных операций

По мере расширения внешнеэкономической деятельности зарегистрированных в Турции физических и юридических лиц, контроль за их деятельностью с точки зрения налогообложения все более усложняется. Самая крупная проблема, возникшая в связи с расширением участия Турции в мировых хозяйственных связях – проблема двойного налогообложения. Одно и то же физическое или юридическое лицо может подвергнуться налогообложению более одного раза из-за воздействия на него в этом смысле властей тех стран, в которых осуществляется его предпринимательская деятельность. Все более возникает нужда в соглашениях, предупреждающих двойное налогообложение.

В Турции предусмотрен тщательный контроль за деятельностью иностранных компаний. Законодательство о защите турецкой лиры требует от иностранных инвесторов в Турции постоянно информировать власти о своей коммерческой, финансовой деятельности, приобретении имущества, покупках, продажах и т.д. Специально оговаривается, что действующие в стране агентства и представительства компаний и лиц, проживающих вне Турции, свои доходы, полученные в Турции, могут переводить через банки и специализированные финансовые компании только после выполнения своих налоговых обязательств, т.е. вычета из указанных доходов сумм налогов и сборов.

Представители иностранных лиц в Турции, проживающих за границей и являющихся налогоплательщиками согласно турецкому законодательству полностью ответственны за этих лиц в налоговом плане перед властями. Отсутствие указанных лиц в Турции не освобождает их представителей в стране от задолженности по налогам.

Согласно ст. 9 “Закона о налоге с корпораций”, в тех случаях, когда штаб-квартира, предприятие, официальное бюро, деловой центр и т.д. не находятся в Турции, однако должны выплатить властям указанный налог. Министерство финансов, с целью гарантированного обеспечения выплаты названного налога, может обязать произвести оплату тех лиц, которые имеют отношение к данной выплате.

Обращаясь к форме письменного уведомления налогоплательщика, находящегося вне Турции, налоговые органы направляют это уведомление банку-посреднику, который пересылает документ в МИД Турции. Последнее направляет документ в дипломатическое представительство или консульство Турции в стране налогоплательщика. Далее консульство или посольство, сообразуясь с практикой указанной страны, вручает уведомление соответствующим ответственным инстанциям страны. Если налогоплательщик – подданный Турции, посольство или консульство вручает уведомление ему лично.

Налоги в Турции в 2019 году

Если вас заинтересовала Турция в плане открытия бизнеса или работы на предприятиях и в фирмах страны, первое, что необходимо выяснить, это что представляют собой налоги в Турции. Каковы они на 2019 год. Понимание этого вопроса позволит принять правильное решение и грамотно распорядиться средствами.

Налоговая система Турции является важной составной частью экономики страны и может быть разделен на 3 главные категории:

  • Налоги на доходы, такие, как подоходный налог с физических лиц и налог на доходы корпораций;
  • Косвенные налоги, такие, как налог на добавленную стоимость (НДС), специальный налог на потребление (ЦTV), налог на банковские и страховые операции или гербовый сбор;
  • Налоги на благосостояние, такие, как налог на собственность или налог на получение наследства и налог на подарки.

Транспортный налог в 2019 — 2020 годах для юридических лиц

Транспортный налог для юридических лиц 2019–2020 годов по-прежнему уплачивается за каждое зарегистрированное на организацию транспортное средство (далее – ТС). Но чиновники планируют изменить порядок расчета и уплаты налога уже в ближайшее время.

Как правильно рассчитать налог за транспорт? В какие сроки платить налог и авансы? Когда сдавать декларацию по транспортному налогу? Нужно ли представлять расчет по авансам? Какие изменения готовят законодатели?Ответы на эти и другие вопросы знайте из нашего материала.

  • Особенности транспортного налога для юрлиц
  • Изменения 2019–2020 по транспортному налогу для юридических лиц
  • Срок оплаты транспортного налога для юридических лиц
  • Итоги


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *