Рыболовные компании будут платить сборы по новым правилам
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Рыболовные компании будут платить сборы по новым правилам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Форма декларации по ВН (KHД 1151072) и порядок ее заполнения введены Приказом ФНС РФ № 29н от 03.03.2005. Изменения и дополнения в нее не вводились, посему ее же следует подавать в 2023 г. Бланк декларации состоит из титульного листа и двух разделов, которые заполняются в зависимости от конкретных видов водопользования.
Ставки транспортного налога в Ростовской области
В таблице приведены ставки транспортного налога в Ростовской области.
Мощность двагателя
Налоговая ставка на каждую лошадиную силу (в рублях)
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. включительно
4
от 20 до 35 л.с. включительно
7
более 35 л.с.
50
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. включительно
25
более 50 л.с.
50
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. включительно
до 10 лет включительно
8
более 10 л.с.
12
Пример 1. Калькуляция ВН при заборе воды из подземных водных объектов (Невы) в пределах лимита
Организация, имеющая лицензию, осуществляет забор воды для нужд производства. Скважина находится в бассейне Невы. Измерительные средства для целей забора воды имеются. Допустим, лимит водопользования (за квартал) равен 32 тыс. руб., а организация за второй квартал произвела забор в пределах установленного лимита.
Исходя из приведенных данных, ВН к уплате калькулируют так: 32 000 * 348 руб. / 1000 куб. м. * 2,01 = 22 383,36 руб.
При расчете использованы показатели: 348 руб. (ставка при заборе воды из Невы), 2,01 (корректирующий множитель на 2023 г.), объем (32 тыс. руб.).
Получается, за 2 кварт. 2023 г. нужно заплатить ВН размером 22 383,36 руб. Бухгалтерия организации отображает соответствующие операции стандартными проводками: ДТ 20 КТ 68 (начисление ВН), а далее – ДТ 68 КТ 51 (перечисление ВН в бюджет).
Ставки налога для физических лиц
Изменений для физических лиц касаемо ставок на транспортный налог в 2023 пока не планируется.
Регион / Ставка руб. за 1 л.с.
0-100
100-150
150-200
200-250
251+
Республика Адыгея
10
20
40
70
130
Алтайский край
10
20
25
60
120
Республика Алтай
10
14
20
45
120
Амурская область
15
21
30
75
150
Архангельская область
14
24
50
75
150
Астраханская область
14
27
48
71
102
Республика Башкирия
25
35
50
75
150
Белгородская область
15
25
50
75
150
Брянская область
10
18
40
75
130
Республика Бурятия
9.5
17.9
25.5
38.3
76.5
Владимирская область
20
30
40
75
150
Волгоградская область
9
20
40
75
150
Вологодская область
25
35
50
75
150
Воронежская область
25
35
50
75
150
Республика Дагестан
8
10
35
50
105
Еврейская АО
8
16
40
60
95
Забайкальский край
7
10
20
33
65
Ивановская область
10
20
35
60
120
Республика Ингушетия
5
7
10
30
40
Иркутская область
10.5
14.5
35
52.5
105
Республика Кабардино-Балкария
7
15
35
65
130
Калининградская область
2.5
15
35
66
147
Республика Калмыкия
11
22
47
75
150
Калужская область
10
25
50
75
150
Камчатский край
9
24
40
68
130
Республика Карачаево-Черкесия
7
14
25
35
95
Республика Карелия
6
30
50
75
150
Кемеровская область
8
14
45
68
135
Кировская область
20
30
44
60
120
Республика Коми
15
20
50
75
150
Костромская область
14
26.8
38
60
120
Краснодарский край
12
25
50
75
150
Красноярский край
5
14.5
29
51
102
Республика Крым
5
7
15
20
50
Курганская область
10
27
50
75
150
Курская область
15
22
40
70
150
Ленинградская область
18
35
50
75
150
Липецкая область
15
28
50
75
150
Магаданская область
6
8
12
18
36
Республика Марий Эл
25
35
50
90
Город Москва
12
35
50
75
150
Республика Мордовия
17.3
25.9
37.9
75
150
Московская область
10
34
49
75
150
Мурманская область
10
15
25
40
80
Ненецкий АО
25
50
Нижегородская область
22.5
31.5
45
75
150
Новосибирская область
6
10
30
60
150
Омская область
7
15
30
45
90
Оренбургская область
15
50
75
150
Орловская область
15
35
50
75
150
Пензенская область
15 / 21
30
45
75
150
Пермский край
25
30
50
58
Приморский край
18
26
43
75
150
Псковская область
13 / 15
25
50
75
150
Ростовская область
12
15
45
75
150
Рязанская область
10
20
45
75
150
Самарская область
16
20
45
75
150
Санкт-Петербург, город
24
35
50
75
150
Саратовская область
14
30
50
75
150
Сахалинская область
10
21
35
75
150
Свердловская область
2.5
9.4
32.7
49.6
99.2
Республика Северная Осетия
7
15
20
45
90
Город Севастополь
5
7
25
75
100
Смоленская область
10
20
40
60
100
Ставропольский край
7
15
36
75
120
Тамбовская область
20
30
50
75
150
Республика Татарстан
25
35
50
75
150
Тверская область
10
21
30
45
90
Томская область
5
8
20
30
75
Тульская область
10
25.4
50
75
150
Республика Тыва
7
11
20
30
70
Тюменская область
10
30
34
40
66
Республика Удмуртия
8
20
50
75
100
Ульяновская область
12
30
45
65
115
Хабаровский край
12
16
30
60
150
Ханты-Мансийский АО
5
7
40
60
120
Республика Хакасия
6
15
25
40
75
Челябинская область
7.7
20
50
75
150
Республика Чечня
7
11
24
48
91
Республика Чувашия
13
23
50
75
150
Чукотский АО
5
7
10
15
30
Республика Якутия
8
13
17
30
60
Ямало-Ненецкий АО
15
24.5
25
37.5
75
Ярославская область
15.8
28.1
45
68
145
Каждый регион устанавливает ставки индивидуально.
Весенний нерестовый запрет в 2022 году на водоемах Ростовской области
Стоит отметить, что нерестовые запреты подразделяются в соответствии с типом водоемов и их значением на биологическую экосистему региона. Так существуют ограничения по рыболовству:
С 15 ноября по 31 марта — на зимовальных ямах;
В нерестово-рыбоходных (обходных) каналах гидроузлов;
В пределах установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации охраняемых зон отчуждения гидротехнических сооружений и мостов;
На каналах нерестово-выростных хозяйств, за исключением каналов или их частей, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства;
В Азовском море, Керченском проливе и Таганрогском заливе — на расстоянии более 1,5 км от берега.
Суточная норма вылова на 2022 год в Ростовской области
N п/п
Наименование водных биоресурсов
Суточная норма добычи (вылова), кг/экз.
1
Судак
2 экземпляра
2
Сом пресноводный
2 экземпляра
3
Сазан
3 экземпляра
4
Сарган
5 кг
5
Тарань
5 кг
6
Рыбец, сырть
5 экземпляров
7
Синец
5 кг
8
Амур белый
2 экземпляра
9
Лещ
5 кг
10
Кумжа (форель) (пресноводная жилая форма)
5 экземпляров
11
Усачи
5 кг
12
Подуст
5 кг
13
Берш
5 экземпляров
14
Жерех
3 экземпляра
15
Толстолобики
2 экземпляра
16
Чехонь
5 кг
17
Сельди черноморско-азовские проходная и морская
5 кг
18
Пузанок азовский
5 кг
19
Пиленгас
5 кг
20
Голавль
5 кг
21
Линь
5 кг
22
Щука
5 кг
23
Язь
5 кг
24
Бычки
5 кг
25
Камбала-калкан
2 экземпляра
26
Камбала-глосса
5 кг
27
Кефали (сингиль, лобан, остронос)
5 кг
28
Ставрида
5 кг
29
Плотва
5 кг
30
Густера
5 кг
31
Окунь
5 кг
32
Красноперка
5 кг
33
Карась обыкновенный
5 кг
34
Карась серебряный
10 кг
35
Пескарь
5 кг
36
Налим
5 кг
37
Белоглазка
5 кг
38
Елец
2 экз.
39
Ёрш
5 кг
40
Уклейка
5 кг
41
Верховка
5 кг
42
Амур черный
2 экземпляра
43
Мидии
5 кг
44
Рапана
10 кг
45
Раки (рак пресноводный)
30 экземпляров
46
Креветки черноморские
2 кг
47
Артемии (в том числе на стадии цист)
0,2 кг
48
Хирономиды
0,5 кг
49
Полихеты
0,5 кг
Правила рыбной ловли в Ростовской области 2021
Не все способы ловли подходят для любительской рыбалки. Есть недопустимые методы:
Подсечка и подсветка.
Глушение.
Нельзя использовать парус и и мотор, если применяются 3 приманки и более.
Нельзя устанавливать заграждения, которые блокируют передвижение рыбы.
Нельзя пользоваться электроудочками.
Запрещены электрошок и огнестрельное оружие.
Запрещены применение акваланга и подводная рыбная ловля.
Нельзя пользоваться плавсредствами в период нереста.
Запрещено устанавливать шалаши на льду.
Нельзя применять кружки и жерлицы, если количество крючков превышает 10 на одного рыбака.
Запрещено нырять во время ловли раков.
Запрещена ловля методом смыка.
Нельзя пользоваться комбайном и жмыхоловкой.
Если рыбалка происходит с судна, его необходимо заранее зарегистрировать по всем законодательным нормам Российской Федерации.
Помимо прочих правил, есть список запрещенных снастей:
Сеть. Не допускается применение сетей всевозможных видов.
Ловушка. Запрещено применение ловушек любых типов. Исключением выступает раколовка.
Нельзя пользоваться закидушками, тычками и прочими приспособлениями на реках, в которых обитают лососевые породы.
Запрещено использование пневматического оружия. Исключением будут устройства, предназначенные для проведения охоты под водой.
Удочки и спиннинги, конструкция которых предусматривает наличие свыше 10 крючков на одного рыбака.
Устройства для самостоятельной ловли (без участия рыбака).
Счетное устройство или приспособление: невод, телевизор, бур, накидка, косынка и другие – строго под запретом.
Запрещено применение подъемника или черпака, если размер более 1×1, а шаг превышает 10 мм.
Капкан и сомовник.
Острога и другие орудия колющего типа, предназначенные для ловли.
Нарушители запрета на ловлю рыбы 2022 получат внушительный штраф. Это касается тех рыбаков, которые пытаются выловить количество рыбы, превышающее норму, или запрещенные породы рыб. Если рыбак ловил в месте, где это запрещено, штраф будет увеличен в 2 раза.
Точные размеры штрафов будут зависеть опять же от региона, но цифры внушительные. К примеру, в Калуге рыбак должен будет заплатить свыше 250 тыс. руб. Килограмм икры лососевой рыбы грозит санкциями размером в 27 тыс. руб. За нерку придется отдать 11 тыс. руб. Судак и кета обойдутся дешевле – 3 и 2 тыс. руб. Самый большой штраф грозит за кашалота. Сумма достигает полумиллиона рублей.
Не забывайте, что каждый регион устанавливает свои правила и нормы. То, что было разрешено в одной области, может быть под запретом в другой. Поэтому стоит внимательно изучать правила рыбной ловли в конкретном регионе в конкретный период времени, прежде чем отправляться на рыбалку. В противном случае вы рискуете выложить крупную сумму денег, если случайно нарушите какой-нибудь закон, ведь незнание не освобождает от ответственности.
в нерестово-рыбоходных (обходных) каналах гидроузлов;
в пределах установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации охраняемых зон отчуждения гидротехнических сооружений и мостов;
c 15 ноября по 31 марта — на зимовальных ямах Ростовской области;
на каналах нерестово-выростных хозяйств, за исключением каналов или их частей, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства;
в Азовском море, Керченском проливе и Таганрогском заливе — на расстоянии более 1,5 км от берега.
2.1. Добыча (вылов) всех видов водных биоресурсов:
в водных объектах рыбохозяйственного значения Донского запретного пространства (Рисунок 1);
в Миусском лимане — от Николаевского моста до моста автомобильной дороги Таганрог — Мариуполь;
в реке Дон:
от Кочетовского гидроузла до пристани «Кочетовская»;
от Николаевского и Константиновского гидроузлов до точек, находящихся на расстоянии менее 500 м ниже устьев рыбоходно-нерестовых каналов;
перед впадением сбросного канала (теплого) Новочеркасской ГРЭС на расстоянии менее 500 м по обе стороны канала;
перед устьем реки Маныч на расстоянии менее 500 м по обе стороны от устья;
в гирле Каланча — от западной окраины хутора Дугино до ответвления от него гирла Большая Кутерьма;
Ставки транспортного налога в Саратовской области
Налоговые ставки по транспортному налогу на 2019-2020 год в г. Саратовской области установлены в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: Ставки налога в Саратовской области (таблица) Наименование объекта налогообложения
Налоговая ставка (в рублях) на 2015-2016 гг
Ставки налога на 2017-2019, 2020 годы
1
2
3
1. Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло до 3 лет включительно)
14,0
16
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло более 3 лет)
14,0
14
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло до 3 лет включительно)
30,0
32
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно (с года выпуска которых прошло более 3 лет)
30,0
30
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
50,0
50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
75,0
75
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
150,0
150
2. Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 20 л.с. (до 14,7 кВт) включительно
4,0
4
свыше 20 л.с. до 35 л.с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно
15,0
15
свыше 35 л.с. (свыше 25,74 кВт)
50,0
50
3. Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно
40,0
42
свыше 200 л.с. (свыше 147,1 кВт)
80,0
82
4. Автомобили грузовые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
20,0
22
свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно
35,0
37
свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно
50,0
50
свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно
65,0
65
свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт)
85,0
85
5. Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы)
21,0
23
6. Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 50 л.с. (до 36,77 кВт) включительно
25,0
25
свыше 50 л.с. (свыше 36,77 кВт)
50,0
50
7. Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 30 л.с. (до 22,07 кВт) включительно
20,0
20
свыше 30 л.с. до 75 л.с. (свыше 22,07 кВт до 55,17 кВт) включительно
60,0
60
свыше 75 л.с. до 100 л.с. (свыше 55,17 кВт до 73,55 кВт) включительно
100,0
100
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
200,0
200
8. Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
150,0
160
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
300,0
310
9. Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно
200,0
210
свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт)
400,0
410
10. Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны или единицы валовой вместимости, в случае если валовая вместимость определена без указания размерности)
100,0
100
11. Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы)
125,0
125
12. Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги)
100,0
100
13. Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства)
1000,0
1000
Налог на имущество физических лиц
Это местный налог, но льготы по его уплате установлены на федеральном уровне, в налоговом кодексе.
Действующие пенсионеры и раньше были освобождены от уплаты налога на имущество физлиц, а с 1 января 2019 года освобождение распространили также и на предпенсионеров.
Все пенсионеры и предпенсионеры могут не платить налог на имущество лишь с одного объекта недвижимости каждого вида. Это:
Если у пенсионера в собственности один дом, одна квартира и один гараж, то он не будет платить налог ни за один из этих объектов. Но если у него, к примеру, две квартиры, то за одну из них налог платить придется.
В этом случае пенсионер может сам выбрать, по какой из квартир применить льготу. Для этого нужно подать уведомление. Срок — до 31 декабря того года, за который начисляют налог. Уведомление по налогам за 2021 год нужно подать до 31.12.2021. Если сделать это позднее, то выбранная льгота начнет действовать только с 2022 года.
Если пенсионер не подаст уведомление о выборе льготной недвижимости, то ИФНС автоматически предоставит ему льготу по тому объекту, где максимальный налог к уплате.
Весенний нерестовый запрет в 2023 году в Ростовской области
Стоит отметить, что нерестовые запреты подразделяются в соответствии с типом водоемов и их значением на биологическую экосистему региона. Так существуют ограничения по рыболовству:
С 15 ноября по 31 марта — на зимовальных ямах (см.ниже);
В нерестово-рыбоходных (обходных) каналах гидроузлов;
В пределах установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации охраняемых зон отчуждения гидротехнических сооружений и мостов;
На каналах нерестово-выростных хозяйств, за исключением каналов или их частей, предоставленных для организации любительского и спортивного рыболовства;
В Азовском море, Керченском проливе и Таганрогском заливе — на расстоянии более 1,5 км от берега.
Водные объекты Ростовской области на которых запрещается использование маломерных и прогулочных судов
N п/п
Место расположения
С 1 апреля по 31 мая
1
Неклиновский
река Миусс; лиман Миусский
2
Азовский
река Дон со всеми притоками (в том числе реки Койсуг и Чертановка), река Мокрая Чумбурка
3
город Батайск
река Дон со всеми притоками (в том числе река Чмутова); лиман Койсугский
4
Мясниковский
река Мертвый Донец (на участке от станции Хапры вверх по течению до административной границы города Ростов-на-Дону)
5
город Ростов-на-Дону
река Дон со всеми притоками; река Мертвый Донец (на участке от административной границы города Ростов-на-Дону с Мясниковским районом вверх по течению до истока реки Мертвый Донец)
6
Аксайский
река Дон со всеми притоками (в том числе реки Аксай, Черкасская и Тузлов)
7
Октябрьский
река Дон со всеми притоками (в том числе река Тузлов)
8
Багаевский
река Дон со всеми притоками; река Западный Маныч (от устья до начала Западенского лимана) со всеми притоками
9
Семикаракорский
река Дон со всеми притоками (в том числе река Сал)
10
Константиновский
река Дон со всеми притоками (в том числе реки Северский Донец, Черная, Верхняя Черная и Соленая)
11
Волгодонской
Цимлянское водохранилище (левый берег): 3-я балка Мокросоленовского залива, залив Сухосоленовский — акватория яхтенного центра; река Дон: нижний бьеф Цимлянской ГЭС — от 500-метровой запретной зоны до станицы Романовской, котлованы: 1, 14 и 15; река Дон со всеми притоками (в том числе реки Соленая, Михалевка и Сухая)
12
Усть- Донецкий
река Дон со всеми притоками (в том числе река Северский Донец)
13
Белокалитвенский
реки: Северский Донец, Калитва
14
Каменский
реки: Северский Донец, Малая Каменка, Большая Каменка, Глубокая, Большой Калитвинец
15
Тарасовский
реки: Северский Донец, Деркул
16
Веселовский
водохранилища (со всеми балками и заливами): Усть-Манычское, Веселовское
17
Сальский
водохранилища (со всеми балками и заливами): Веселовское, Пролетарское; река Средний Егорлык
18
Пролетарский
водохранилища (со всеми балками и заливами): Веселовское, Пролетарское; реки: Чепрак, Козинка
Цимлянское водохранилище: в верхнем бьефе Цимлянской ГЭС — на расстоянии не менее 500 м от плотины; река Дон: в нижнем бьефе Цимлянской ГЭС — на расстоянии не менее 500 м от плотины
2
Азовский, Неклиновский, Мясниковский
река Дон с притоками: Донское запретное пространство (Приложение № 3 к Правилам рыболовства «Карта-схема Донского запретного пространства»)
Единый налоговый платеж
С 2023 года налоги и взносы перечисляют единым налоговым платежом, который инспекция сама засчитает в счет текущих платежей, недоимок, пеней и штрафов.
Заметим, что с 1 января 2023 года на уплату налогов и страховых взносов единым налоговым платежом автоматически переходят все организации и ИП независимо от выбранной системы налогообложения (п. 4 ст. 11.3 НК). Каждому налогоплательщику открывается счет в Федеральном казначействе. Отдельных платежек по большинству налогов и взносов с 2023 года не будет.
За счет ЕНП нужно уплачивать:
налоги, в том числе НДФЛ за работников;
авансовые платежи по налогам;
страховые взносы, кроме взносов на травматизм;
сборы;
пени, штрафы и проценты по налогам, сборам и страховым взносам.
Чтобы перечислить единый налоговый платеж на налоговый счет, нужно оформить платежное поручение. Налоги и взносы, которые с 2023 года перечисляют на единый налоговый счет (ЕНС), можно направить единым платежным поручением по ЕНП на единый КБК.
Назначение
КБК
Текущий платеж и задолженность
Пени
Штраф
Единый налоговый платеж
182 0 10 61201 01 0000 510
–
–
Назначение
Текущий платеж или долг
Пени
Штраф
При объекте «доходы» (единый налог)
182 1 05 07000 01 1000 110
182 1 05 07000 01 2100 110
182 1 05 07000 01 3000 110
При объекте «доходы минус расходы» (единый и минимальный налог)
182 1 05 07000 01 1000 110
182 1 05 07000 01 2100 110
182 1 05 07000 01 3000 110
Комментарий к Ст. 333.12 Налогового кодекса
Главой 25.2 концептуально изменен подход к установлению налоговых ставок.
Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» были установлены минимальные и максимальные ставки платы по видам водопользования.
Минимальные и максимальные ставки платы в пределах, установленных указанным Законом, по видам водопользования, по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам были установлены Правительством Российской Федерации в Постановлении от 28 ноября 2001 г. N 826 «Об утверждении минимальных и максимальных ставок платы за пользование водными объектами по бассейнам рек, озерам, морям и экономическим районам».
Конкретные ставки по категориям плательщиков в зависимости от вида пользования водными объектами, состояния водных объектов и с учетом местных условий водообеспечения населения и хозяйственных субъектов устанавливались законодательными органами субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанным Постановлением Правительства Российской Федерации.
При этом Федеральным законом «О плате за пользование водными объектами» предоставлялось право законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по плате за пользование водными объектами для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы платы, поступающей в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьей 333.12 установлены специфические ставки водного налога по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Размеры налоговых ставок рассчитаны исходя из ставок платы за пользование водными объектами, действовавших на момент принятия гл. 25.2, с учетом уровня инфляции, а также с учетом поступлений от платы за пользование водными объектами за предыдущие годы. Кроме того, в связи с исключением из объекта налогообложения такого вида пользования водными объектами, как сброс сточных вод, ставки водного налога при заборе воды были увеличены на сумму поступлений от платы за сброс сточных вод.
Размеры налоговых ставок рассчитывались исходя из принципов экономического регулирования, использования, восстановления и охраны водных объектов. Поскольку для каждого экономического района условия водопользования различны, то налоговые ставки дифференцированы в зависимости от физико-географических, гидрорежимных и других признаков водных объектов по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам. Так, например, по бассейну реки Волга применяются четыре налоговые ставки в зависимости от экономического района, по которому она протекает. Такая же ситуация складывается и по бассейну реки Дон: четыре экономических района — четыре налоговые ставки.
Ставки водного налога установлены в абсолютной величине в рублях за единицу изменения налоговой базы — 1 тыс. куб. м забранной воды; 1 кв. км используемой акватории; 1 тыс. кВт.ч электроэнергии; 1 тыс. куб. м сплавляемой в плотах и кошелях древесины на каждые 100 км сплава.
Необходимо обратить внимание на то, что ставки водного налога за использование акватории поверхностных водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) и территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод установлены в расчете на год, по остальным объектам налогообложения — на квартал. Поэтому налог за отдельно взятый налоговый период — квартал — исчисляется как одна четвертая суммы налога, исчисленной по годовой налоговой ставке.
В целом налоговые ставки, установленные ст. 333.12, выше максимальных ставок платы за пользование водными объектами, действовавших до вступления в силу гл. 25.2. Исключение составляет только пользование водными объектами для целей гидроэнергетики, в отношении которого ставки водного налога ниже ставок платы за пользование водными объектами.
Так, налоговые ставки за забор воды выросли в зависимости от экономического района и бассейна реки в 1,5 — 1,8 раза. Но при этом следует иметь в виду, что на практике законодательными органами регионов во многих случаях устанавливались не только максимальные, но и средние и минимальные ставки платы по забору воды. Таким образом, для соответствующих категорий водопользователей размер водного налога после принятия гл. 25.2 возрос в 3 — 4 раза.
При использовании акватории поверхностных водных объектов (за исключением лесосплава) увеличение налоговых ставок составило от 1,5 до 1,7 раза, а при использовании акватории территориального моря и внутренних морских вод — в 1,6 — 2 раза.
При использовании водных объектов для лесосплава налоговые ставки увеличены по сравнению с ранее действовавшими ставками платы за пользование водными объектами в 1,2 раза.
Установленные гл. 25.2 ставки водного налога, в отличие от платы за пользование водными объектами, не могут быть изменены нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и (или) законодательных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые после принятия гл. 25.2 лишены права предоставления льгот отдельным категориям налогоплательщиков.
Статьей 333.12 законодательно закреплена ставка водного налога, уплачиваемая при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Данная ставка увеличена по сравнению с ранее действовавшей платой за пользование водными объектами с 60 до 70 руб. за 1 тыс. куб. м забранной воды.
В соответствии со ст. 135 ВК РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.
Условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения и, соответственно, для применения указанной льготы, должны отражаться в лицензии на водопользование в целях водоснабжения населения, выдаваемой в установленном порядке. Если водоснабжение населения осуществляется не непосредственно налогоплательщиком (забранная вода передается другим организациям) и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным налогоплательщиком не применяются.
Согласно разъяснению МПР России к забору воды для водоснабжения населения относится забор воды только для водоснабжения жилого фонда — городского, сельского, поселкового (государственного, муниципального, индивидуального, кооперативного, общественного, находящегося на балансе предприятий и организаций). Имеется в виду, что в жилых домах потребитель — это население; в больницах — больные; в санаториях, пансионатах, домах отдыха и других оздоровительных комплексах — отдыхающие; в школах, ПТУ — учащиеся; в институтах — студенты; в гостиницах — временно проживающие (гости, туристы, командированные и т.д.); в учреждениях и организациях — работающие; в детских садах и яслях — дошкольники; в общежитиях — проживающие в них студенты, учащиеся, работающие.
Водоснабжение других организаций к забору воды для водоснабжения населения не относится и подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Потери воды при заборе воды и транспортировке до населения относятся к собственным нуждам организаций ЖКХ, и водный налог за данные объемы забранной, но впоследствии потерянной воды исчисляется по общеустановленной налоговой ставке.
Статьей 2 Федерального закона от 28 июля 2004 г. N 83-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации», которым вводится в действие гл. 25.2, определено, что к ставкам водного налога, установленным ст. 333.12 за забор воды из поверхностных водных объектов для технологических нужд в пределах установленных лимитов, в отношении налогоплательщиков, осуществляющих эксплуатацию объектов теплоэнергетики и атомной энергетики с использованием прямоточной схемы водоснабжения, на период с 1 января по 31 декабря 2005 г. включительно применяется коэффициент 0,85.
Промысловый размер (минимальный размер рыбы, которую можно выловить и забрать)
При осуществлении любительского рыболовства запрещается безвозвратное изъятие водных биоресурсов, имеющих в свежем виде длину меньше указанной в таблице.
Судак
38 см
Сом пресноводный
60 см
Сазан
35 см
Тарань
16 см
Рыбец, сырть
22 см
Синец
24 см
Амур белый
45 см
Лещ в Азовском море, Таганрогском заливе, в реке Дон
28 см
Лещ в других пресноводных водных объектах рыбохозяйственного значения
24 см
Лещ в Цимлянском водохранилище
27 см
Кумжа (форель) — пресноводная жилая форма
15 см
Усачи
20 см
Подуст
15 см
Берш
26 см
Жерех
35 см
Толстолобики
50 см
Чехонь
24 см
Сельди черноморско-азовские проходная и морская
15 см
Пиленгас
38 см
Голавль
28 см
Линь
17 см
Щука
30 см
Язь
26 см
Бычки
10 см
Раки (рак пресноводный)
9 см
Раки (рак пресноводный) в Цимлянском водохранилище
10 см
Камбала-глосса
17 см
Кефали (сингиль, лобан, остронос)
20 см
Ставрида
10 см
Креветки черноморские
3,5 см
Суточная норма вылова водных биоресурсов
Суточная норма устанавливается для каждого гражданина при осуществлении любительского рыболовства (за исключением случая, если для таких водных биоресурсов установлен постоянный или временный запрет добычи при осуществлении любительского рыболовства).
Судак
2 экземпляра
Сом пресноводный
2 экземпляра
Сазан
3 экземпляра
Сарган
5 кг
Тарань
5 кг
Рыбец, сырть
5 экземпляров
Синец
5 кг
Амур белый
2 экземпляра
Лещ
5 кг
Кумжа (форель) — пресноводная жилая форма
5 экземпляров
Усачи
5 кг
Подуст
5 кг
Берш
5 экземпляров
Жерех
3 экземпляра
Толстолобики
2 экземпляра
Чехонь
5 кг
Сельди черноморско-азовские проходная и морская
5 кг
Пузанок азовский
5 кг
Пиленгас
5 кг
Голавль
5 кг
Линь
5 кг
Щука
5 кг
Язь
5 кг
Бычки
5 кг
Камбала-калкан
2 экземпляра
Камбала-глосса
5 кг
Кефали (сингиль, лобан, остронос)
5 кг
Ставрида
5 кг
Плотва
5 кг
Густера
5 кг
Окунь
5 кг
Красноперка
5 кг
Карась обыкновенный
5 кг
Карась серебряный
10 кг
Пескарь
5 кг
Налим
5 кг
Белоглазка
5 кг
Елец
2 экземпляра
Ерш
5 кг
Уклейка
5 кг
Верховка
5 кг
Амур черный
2 экземпляра
Мидии
5 кг
Рапана
10 кг
Раки (рак пресноводный)
30 экземпляров
Креветки черноморские
2 кг
Артемии (в том числе на стадии цист)
0,2 кг
Хирономиды
0,5 кг
Полихеты
0,5 кг
Суммарная суточная норма добычи (вылова) для всех видов водных биоресурсов (кроме рапаны и карася), указанных в таблице, составляет не более 5 кг или один экземпляр в случае, если его вес превышает 5 кг.
Добыча (вылов) водных биоресурсов разрешается в размере не более одной суточной нормы при пребывании на водном объекте в течение одних суток. В случае пребывания на водном объекте более одних суток, независимо от времени пребывания на водном объекте добыча (вылов) водных биоресурсов разрешается в размере не более двух суточных норм добычи (вылова).
В случае превышения суточной нормы добыча (вылов) всех видов водных биоресурсов, разрешенных для добычи (вылова), прекращается.
Другой комментарий к Ст. 333.12 Налогового кодекса Российской Федерации
ФНС России в письме от 22.07.2005 N 21-3-05/45@ указала, что по вопросу применения ставки водного налога в соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 НК следует руководствоваться письмом ФНС России от 11.05.2005 N 21-3-05/32, в котором разъяснено, что при заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере налоговых ставок водного налога главой 25.2 НК не предусмотрено.
Аналогичная позиция изложена в Постановлениях ФАС Московского округа от 26.02.2008 N КА-А41/14638-07 и ФАС Северо-Кавказского округа от 28.05.2007 N Ф08-1268/2007-536А.
Применение льготной ставки, указанной в пункте 3 статьи 333.12 НК, обусловлено целевым назначением забора воды, при этом не следует понимать, что под водоснабжением населения понимается водоснабжение исключительно жилищного фонда (см., например, Постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2008 N Ф09-8843/08-С3).
В то же время, учитывая позицию Минфина России в письмах от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 и от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24, применение налогоплательщиком ставки водного налога, установленной пунктом 3 статьи 333.12 НК, в случае если в лицензии указано целевое назначение «добыча подземных вод для хозяйственно-питьевого водоснабжения», однако отсутствуют указания на объект водоснабжения «население» или «жилищный фонд», неправомерно.
Пункт 3 статьи 333.12 НК не содержит положений о невозможности применения льготной налоговой ставки, если водоснабжение населения не является основным видом деятельности налогоплательщика (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 06.08.2007 N А05-809/2007).
Минфин России в письме от 12.07.2006 N 03-07-03-04/29 и Управление ФНС России по Московской области в письме от 20.11.2006 N 19-50-И/1353 разъяснили, что глава 25.2 НК не предусматривает увеличения налоговых ставок при осуществлении водопользования без соответствующей лицензии.
ФАС Поволжского округа в Постановлении от 19.01.2006 N А55-9791/2005-51 также указывал, что, как закреплено в статье 333.12 НК, налоговая ставка установлена в соответствии с лимитами и нет дополнительного пятикратного увеличения размера платы при отсутствии лицензии.
В письме от 12.10.2007 N 03-06-03-02/14 указано, что пользование подземными водными объектами является объектом налогообложения по водному налогу, а водопользователи, осуществляющие данный вид водопользования, являются плательщиками водного налога на основании лицензий на право пользования недрами в целях добычи подземных вод.
В письме Минфина России от 14.06.2006 N 03-07-03-02/24 разъяснено (при отсутствии в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод указания на целевое использование забранной воды или при осуществлении пользования водными объектами без лицензии, оформленной в установленном порядке (если получение таковой предусмотрено законодательством)): водный налог уплачивается по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 НК.
В то же время суды полагают, что отсутствие в лицензии на пользование недрами указания на водоснабжение населения или водоснабжение жилищного фонда не лишает налогоплательщика права на применение льготной ставки водного налога, предусмотренной пунктом 3 статьи 333.12 НК (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 14.07.2008 N Ф08-3886/2008, ФАС Уральского округа от 30.05.2007 N Ф09-4095/07-С3).