- Уголовное право

Оформление схемы ДТП в 2022 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оформление схемы ДТП в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

На портале Союза автостраховщиков даётся несколько образцов типового составления план-схем, при различных видах автомобильных аварий. Когда число участников ДТП более двух, то документы составляются отдельно для каждого водителя. Например, если один автомобиль при аварии задевает ещё несколько, то владелец каждого пострадавшего авто получает свою схему происшествия.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2023 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Правила составления: как правильно нарисовать

Сотрудники ГИБДД обычно составляют схему на специальной бумаге в клеточку либо листе формата А4. Страница подписывается. Для начертания используется синяя шариковая ручка. Извещение о ДТП (европротокол) имеет мало места для оформления схемы. Все обозначения нужно отразить четко, без помарок. Обязательные для соблюдения правила:

  • описание – печатным шрифтом;
  • в процессе составления участвуют оба водителя;
  • под схемой ДТП должна присутствовать пара подписей – обоих водителей.

Допускается внесение исправлений – при заверении подписями участников. Желательно заранее обсудить со второй стороной порядок заполнения. Пошаговый алгоритм составления:

  1. определяется масштаб – наносятся контуры трассы, схематично отображается масштаб (мелкие детали прорисовывать не требуется);
  2. обрисовываются контуры транспортных средств – достаточно выполнить их в виде прямоугольника с фарами;
  3. указываются координаты транспортного средства – замеряется дистанция между ТС, колесами и краем дороги.

Хорошее решение: предварительно составить черновик, прояснить нюансы ДТП. Далее перенести на оригинал бланка.

Для облегчения графического отображения ДТП при его оформлении без участия сотрудников полиции был разработан пакет типовых схем, отражающих наиболее часто встречающиеся варианты ДТП. О целесообразности применения типовых схем на практике имеются разные суждения. В нашем же случае консультативную помощь опять оказал Михаил Андреевич:

– Михаил Андреевич, скажите, в вашей практике типовые схемы применяются?

– Они существуют, обновляются, но действовать по-настоящему, оказывая реальную практическую помощь, эти шаблоны не могут, несмотря на то, что они являются серьезным и фундаментальным трудом. Обычно каждое происшествие имеет лишком много индивидуальных нюансов, сильно затрудняющих графическую стандартизацию. Другое дело, что типовые схемы имеют ценный обучающий потенциал – ознакомиться с ними заранее полезно каждому водителю.

От себя добавлю, что типовые схемы не применяются при:

  • Бесконтактных дорожно-транспортных происшествиях.
  • ДТП, оформленных с нарушением п. 2.6 и пп. 2.6.1 ПДД РФ, а также и ст. 11.1 «Закона об ОСАГО».
  • Неправильно заполненных 16-м или 17-м пунктах извещения или отсутствии в нем подписей участников ДТП о согласии.
  • Нестандартных ситуациях.

Требования к оформлению

При составлении документов, относящихся к дорожному происшествию, важно учитывать многочисленные требования. Желательно заранее хорошо изучить образец схемы ДТП, чтобы не возникло сложностей с ее составлением.

К основным требованиям к этому документу относится:

  • делается на отдельном листе формата А4, если составляется документ автоинспектором;
  • если заполняется европротокол, то схематически изображаются автомобили на специальном участке документа;
  • сверху документа указывается его название;
  • прописывается дата составления документации;
  • на плане отражаются все элементы, имеющие отношение к аварии, поэтому рисуются автомобили, дорожные знаки, разметка на дорожном покрытии, здания или иные предметы, располагающиеся в непосредственной близости;
  • документ подписывается сотрудниками ГИБДД и водителями, а также привлекаются к этому процессу свидетели, если они имеются;
  • не допускается наличие разных ошибок или исправлений, так как они могут стать основанием для отказа страховой компании выплачивать компенсацию;
  • разрешается при необходимости вносить разные поправки или дополнения, но они заверяются подписями обоих водителей.
Читайте также:  Проверка загранпаспорта на действительность

Если план будет составлен с нарушениями, то сотрудники страховой фирмы не смогут получить нужную информацию. Это приведет к дополнительному расследованию, поэтому водители должны хорошо разбираться в том, как составить схему ДТП.

Что делать после составления схемы?

Как только схема и другие документы, составляющиеся после аварии, будут готовы, пострадавший участник происшествия должен в течение 5 дней обратиться в свою страховую компанию для получения компенсации по полису ОСАГО. Для этого в фирму передается документация:

  • справка о ДТП, составленная автоинспекторами, если они занимались оформлением происшествия;
  • если участники аварии приняли решение самостоятельно оформить аварию, то передается извещение о ДТП, представленное европротоколом;
  • схема аварии;
  • правильно составленное заявление на получение компенсации;
  • действующий полис ОСАГО, купленный в компании, куда обращается гражданин.

Если имеются пострадавшие, то дополнительно взыскивается компенсация на лечение и реабилитацию, поэтому в пакет документов включается медицинское заключение, содержащее информацию о том, сколько средств необходимо для лечения гражданина.

Если страховая компания занижает необоснованно компенсацию, то целесообразно оспорить такое решение через суд. Для этого проводится независимая экспертиза автомобиля, для чего передается эксперту вся документация, имеющая отношение к происшествию. После этого компенсация увеличивается страховой фирмой на основании досудебной претензии или решения суда.

Предъявляемые требования

В законе и регламенте отсутствуют единые и строгие правила, по которым необходимо следовать. Если схема рисуется для ГИБДД, тогда используется обычный лист бумаги. А для страховой требуется воспользоваться европротоколом, указав соответствующую информацию и нарисовав схемы в 17 пункте. Разобравшись, как оформляется ДТП и чертится схема для каждой из ситуации, не лишим будет учесть и некоторые общие требования. От их соблюдения во многом зависит то, окажется лишь ваша схема весомым аргументом при рассмотрении дела по ДТП, либо её даже не станут вовлекать в дело, поскольку она не соответствует правилам составления.

Единственные требования распространяются на необходимость создания чётких и понятных изображений, а также прилагающихся к ним записей, дабы у страховой или сотрудников ГИБДД не возникали дополнительные вопросы.

Не лишним будет заранее изучить типовые примеры схем, а также подсмотреть правильно составленные образцы.

Есть несколько рекомендаций и требований касательно того, как правильно рисуется схема различных ДТП, необходимых для ГИБДД и предъявления в страховую компанию:

  • Максимально корректно отображайте всю информацию и факты, спровоцировавшие аварию и влияющие на возможность определить виновника, либо степень вины каждого из участников ДТП.
  • Указывайте, как и где находились ТС до столкновения и после аварии. То есть когда машины прекратили своё инерционное движение, вызванное столкновением.
  • Всегда наносите на схему дорожную разметку, знаки, светофоры и пр.
  • Не забывайте, что без подписей стороны схема не имеет никакой силы.
  • Если ответственным за составление схемы выступает сотрудник ГИБДД, он также обязан оставить свою подпись. Без неё документ недействителен.
  • Не допускайте исправлений. Если на схеме установлена неточность, её полностью переделывают. Когда изменения незначительные, то под ними обязаны расписаться участники аварии.
  • Для заполнения бланка используйте шариковую ручку, желательно чёрного или синего цвета.
  • Если это бланк европротокола, тогда нужно заполнить все поля и предусмотренные графы.
Читайте также:  Алименты в браке без развода: какие документы нужны?

Правила составления схемы ДТП в извещении

В момент заключения договора с КАСКО либо ОСАГО, данные компании должны выдать гражданину следующие документы вместе со страховым полисом:

  • двухсторонний самокопир-извещение о ДТП (бланк);
  • полная инструкция, объясняющая заполнение данного извещения о дорожно-транспортном происшествии.

Наиболее главные рекомендации при составлении извещения о ДТП:

  • заполнение производится в случае, когда причинен вред ТС либо имуществу какого-либо лица, и, в том случае, когда вред причинен пассажирам ТС или жизни и здоровью граждан;
  • лицевая часть должна содержать дату, время ДТП, все необходимые сведения об ее участниках, о нанесенных повреждениях ТС, обстоятельства и главные элементы аварии;
  • также план ДТП в извещении должен содержать на обратной стороне всю дополнительную информацию, по мнению участников, которая может повлиять на окончательное решение ГИБДД;
  • желательно нарисовать план в извещении ДТП согласованно с другим участником происшествия;
  • также извещение для страховой компании требует подписи, обязательно шариковыми ручками с обеих сторон;
  • обязательно сделать отметку на основном бланке «с приложением», где указать цель данного приложения, и кем оно было составлено.

При возможности необходимо попросить у прибывшего на место происшествия сотрудника ГИБДД заверить своей подписью данное извещение. По всему вышеперечисленному можно сделать вывод, что правила составления плана ДТП для страховой компании достаточно трудоемки и не каждый сможет справиться с ними, не имея при себе необходимых знаний.

Какие используются обозначения

Единых, стандартизированных требований к оформлению документа не существует. На практике, опыт, накопленный другими водителями, используется в качестве рекомендации для составления зарисовки.

На плане могут использоваться как графические, так и цифро-буквенные обозначения, а также сноски и развернутые текстовые комментарии. Важным является лишь один критерий – все детали схемы должны быть понятны, в том числе, лицу, не являвшимся очевидцем происшествия. Стандартные рекомендации к обозначениям звучат следующим образом:

  1. При возникновении сомнений в трактовке знака, он должен быть продублирован словесным пояснением. Надписи наносятся непосредственно на рисунок или оформляются в виде сносок.
  2. Изображение соответствует 2D формату, то есть рисунок должен изображать место происшествия сверху.
  3. Для работы необходимо использовать шариковую (не гелевую ручку) синего или черного цвета. Карандаш для этой цели не подходит из-за возможности корректировки написанного.
  4. Все символы должны быть понятны и разборчивы. Лучше отдавать предпочтение общепринятым знакам и сокращениям.
  5. Не стоит увлекаться излишней детализацией.
  6. Недопустимы исправления и зачеркивания.
  7. Вначале каждым участником составляется черновой вариант, затем они объединяются в итоговую чистовую версию.
  8. Желательно соблюсти пропорции и масштабирование.
  9. Все элементы, влияющие на понимание ситуации, должны быть привязаны к неподвижным ориентирам на местности.
  10. Необходимо указать расстояние до перекрестка, знаков, светофора, обочины, измерить протяженность тормозного пути.
  11. Для дополнения схемы можно использовать фотоснимки, выполненные с разных ракурсов.
  12. Допускается оформление нескольких взаимосвязанных схем. Например, общая и детальная для отдельного фрагмента.

Используемые обозначения не имеют стандартного варианта. Как пример могут использоваться следующие знаки и пиктограммы:

  • прямоугольник или прямоугольник с квадратом – автомобиль;
  • прямоугольник, изображенный пунктиром – автомобиль в движении;
  • тонкий прямоугольник – мотоцикл или велосипед;
  • стрелки сплошной или пунктирной линией – направление движения;
  • крест – место столкновения;
  • прямые или прерывистые линии – дорожная разметка;
  • круг или треугольник со схематичным изображением рисунка или номером из ПДД – дорожный знак;
  • три круга вертикально – светофор, крестом внутри круга обозначается свет, который горел во время аварии;
  • кривые линии – тормозной путь;
  • две параллельные прямые линии со схематичным человеком между ними – тротуар;
  • треугольники в ряд – дорожное ограждение;
  • звездочка – работающий сигнал поворота или стоп-сигнал.

Какая информация должна быть на схеме

Без этих данных схему могут признать неправильной, она лишится юридической силы:

  1. Заголовок. Подпишите схему. Добавьте полный адрес места ДТП с указанием города, улицы, номера дома, а также отметьте дату и точное время аварии.
  2. Контактные данные всех участников ДТП, включая Ф. И. О., адреса проживания, телефоны, номера водительских удостоверений.
  3. Имена и фамилии очевидцев, а также их номера телефонов и адреса проживания.
  4. Расшифровка условных обозначений на схеме с указанием марок, моделей автомобилей и их госномеров.
  5. Подписи. Проследите, чтобы все участники и свидетели ДТП поставили подписи напротив своих имён.
Читайте также:  Расчет отпускных: примеры расчета в 2022 году и калькулятор

Типовые схемы и примеры

Российским союзом автостраховщиков разработаны типовые схемы дорожно-транспортных происшествий. Они используются страховыми компаниями для определения степени ответственности участников.

Скачать типовые схемы

При анализе данных представленных в Извещении о ДТП сотрудники страховой организации сравнивают планы аварий, нарисованные водителями с типовыми схемами на сайте РСА. После отнесения рисунка к одному из типов, сравниваются обстоятельства происшествия и характер повреждений. Если нет противоречий, определяется виновность водителей.

Правильно заполненный бланк Извещения о ДТП, при урегулировании страхового случая в упрощенном порядке, ускорит работу страховой компании и позволит сократить сроки получения страхового возмещения.

Последствия неправильной прорисовки

Нарушение правил составления графического плана является причиной признания документа недействительным. Несоблюдение условий оформления, внесение недостоверной информации – основание для отказа в возбуждении административного дела, выплате денежной компенсации от страховой компании. При возникновении разногласий с другим водителем необходимо вызвать сотрудника ГИБДД для проведения разбирательства.

Возникновение аварийной ситуации – причина обязательного составления схемы ДТП. Водители вправе самостоятельно изобразить обстоятельства происшествия или дождаться приезда инспектора. Правильное оформление графического плана, указание достоверных сведений, проставление подписи – обязательные требования для признания чертежа документом, имеющим юридическую силу.

Требования по составлению

При составлении схемы ДТП в 2020 году необходимо придерживаться установленных требований:

  • Заполнять Европротокол необходимо исключительно шариковой ручкой черного либо синего цвета.
  • Рекомендуется заполнять документ печатными буквами.
  • Каждый участник заполняет свою часть самостоятельно.
  • Если возникла необходимость внести в схему корректировки, то сначала зачеркивается эта часть схемы (можно той же ручкой), а затем ставится подпись «исправление верно».
  • Когда все пункты заполнены, участники изучают документ и после чего подписывают его на обратной стороне. После подписания Европротокола в него уже нельзя внести какие-либо корректировки. Поэтому следует максимально тщательно проверить все данные.

Распространенные ошибки

При фиксации дорожно-транспортного происшествия инспектором ГИБДД проблем обычно не возникает. Однако, когда водители, согласно Европротоколу, занимаются составлением схемы ДТП самостоятельно, то нередко случаются ошибки. Отметим наиболее типичные из них в 2020 году:

  • Неправильно установлено место первого соприкосновения (удара) автомобилей, которое повлекло за собой дальнейшие последствия ДТП. Неточности связаны в большинстве случаев из-за недостаточной внимательности и реакции водителей.
  • Противоречивое описание сигналов светофора в момент происшествия. В таких ситуациях обычно привлекают очевидцев в качестве свидетелей для того чтобы установить, кто из водителей прав.
  • Скрытие водителями факторы совершения ими тех или иных маневров. Такое происходит исключительно из-за умысла. Искажение сведений производится для того чтобы отвести от себя вину и переложить её на другого участника ДТП. Типичный пример: водитель отказывается признавать, что совершал обгон или превышал скорость перед столкновением.

Последствия неправильной прорисовки

Нарушение правил составления графического плана является причиной признания документа недействительным. Несоблюдение условий оформления, внесение недостоверной информации – основание для отказа в возбуждении административного дела, выплате денежной компенсации от страховой компании. При возникновении разногласий с другим водителем необходимо вызвать сотрудника ГИБДД для проведения разбирательства.

Возникновение аварийной ситуации – причина обязательного составления схемы ДТП. Водители вправе самостоятельно изобразить обстоятельства происшествия или дождаться приезда инспектора. Правильное оформление графического плана, указание достоверных сведений, проставление подписи – обязательные требования для признания чертежа документом, имеющим юридическую силу.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *